Аналитик Осадчий: «Изолировать такую большую страну, как наша, не получится. Железа на занавес не хватит» Поделиться
На минувшей неделе банки Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) из-за риска введения вторичных санкций со стороны США начали ограничивать расчеты с Россией и закрывать счета компаниям и физлицам из РФ. С начала года это уже третья дружественная страна, где возникли проблемы с нашими платежами. В январе таким образом поступили турецкие банки, а в начале февраля — китайские. Кто следующий из союзников России может также отказаться от банковских операций и как эта ситуация отразиться на кошельках граждан, «МК» рассказал начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий.
— Насколько системной можно назвать проблему с остановкой платежей из России в дружественных юрисдикциях? Сначала Турция, затем Китай и вот недавно уже ОАЭ: все это экономически и политически неслабые страны. Получается, что отношения с США все равно для них дороже…
— Следует напомнить, что трудности с проведением платежей от контрагентов из России усилились в последние полтора месяца из-за подписания в 22 декабря 2023 года президентом США Джо Байденом указа, регламентирующего отключение иностранных банков от американской системы и блокировку их счетов, если они будут прямо или косвенно содействовать военной промышленности России. Банкам, заподозренным в помощи нашей стране в вопросах по обходу санкций, американцы могут запретить открывать корреспондентские счета, а также заблокировать их имущество в Америке. И это не пустые угрозы: в соответствии с указом президента США, в список SDN (самые жесткие, блокирующие санкции) попали 42 компании из Китая, 29 — из Турции, 56 — из ОАЭ. Следует отметить, что по российским «программам» под санкции пока не попал ни один китайский и турецкий банк. Но ещё не вечер…
— То есть, США делают опасным сотрудничество с Россией для других стран?
— Именно так. Усиление санкций в международной финансовой системе приводит к образованию «тромбов», из-за чего во все в большем числе дружественных стран — в Турции, ОАЭ и даже в Китае — возникают сложности с приемом платежей из России. Как говорится, «дружба дружбой, а денежки врозь». Не то, чтобы турки или китайцы с предубеждением относились к русским деньгам, но брать их опасаются. Деньги хоть и не пахнут, но след оставляют.
Премьер-министр Англии лорд Палмерстон еще в середине 19 века «отлил в гранит» знаменитый принцип британской внешней политики: «У нас нет ни вечных союзников, ни постоянных врагов, но постоянны и вечны наши интересы». Это высказывание применимо для любой страны, в том числе и для дружественных России государств. Поэтому не удивительно, что, когда слегка нажали американцы, пригрозив вторичными санкциями, банки этих стран стали отказываться от обслуживания наших соотечественников.
— И кто следующий из дружественных стран может отказаться от отношений с Россией?
— Тут история двусторонняя: нужно ещё смотреть, на кого обратят свой гнев США. Пока их интересуют в первую очередь крупные «оппортунисты», нарушающие санкционный режим. Турция, Китая, ОАЭ — это очень большие внешнеторговые «хабы», через которые наша страна обходила санкции. Можно предположить, что далее американцы окажут давление на банки Индии, Казахстана, Армении, Таиланда, Вьетнама, и других стран, более-менее лояльно относящихся к России.
— Действительно, в последние полгода много говорили о важности сотрудничества нашей страны с Индией. Что будет, если её банки откажутся проводить операции с представителями РФ?
— Понятно, что когда американцы как следует надавят на Индию, проблемы с российскими платежами возникнут и у индийских банков. Кроме того, вслед за США активизируется и ЕС, хотя европейцы более осторожны и сдержанны. Последний, 13-й пакет санкций был введен ЕС 23 февраля. Евросоюз расширил список запрещенных к экспорту в Россию товаров, добавив в него возможные компоненты для разработки и производства беспилотников, включая электротрансформаторы, статические преобразователи и катушки индуктивности, то есть европейцы пытаются нанести удар по важным для российской армии поставкам. Все ограничения нацелены на торговых партнеров России из Китая и Индии. Рестрикции наложены на 27 организаций по обвинениям в поддержке военно-промышленного комплекса (ВПК) нашей страны. Так что в ближайшее время проблемы могут возникнуть и с индийскими банками.
— А есть те, кто не боится давления США и готов сотрудничать с Россией без оглядки на вторичные санкции?
— Конечно, мир далеко не однополярен, немало стран стоят на позициях антиамериканизма, хотя и от долларов не отказываются. В чем можно быть уверенным на 100%, так это в том, что от обслуживания российских клиентов не откажутся банки Беларуси, Ирана, Сирии и Северной Кореи.
— Может так случиться, что все страны одновременно (кроме четырех названных) откажутся от сотрудничества с Россией?
— Посмотрите, как обогатились компании в Индии всего за каких-то два года взаимной торговли. Терять такой источник прибыли многие дружественные страны не захотят, несмотря на давление США. Если нельзя напрямую торговать, то будут искать обходные пути. На минувшей неделе появилась любопытная новость: турецкие экспортеры просят власти внести Россию в список стран, в расчетах с которыми не требуется переводить деньги через банк и декларировать операцию. Сейчас в этом списке 33 государства, в том числе Иран, Белоруссия, КНДР, Куба, Киргизия, Молдавия. Такая просьба связана с тем, что проблемы с платежами из России продолжают усугубляться. На фоне этого экспорт в нашу страну из Турции в январе снизился на 30,4% год к году до $551,1 млн., так что турецкий бизнес пытается найти выход. Точнее, обход. Используя экономическую и политическую конъюнктуру, Россия не останется без союзников и партнеров. Изолировать такую большую страну невозможно. Железа на занавес не хватит.
— Как проблемы с проведением операций такого рода — когда то одна, то другая страна отказываются в рандомном порядке от проведения платежей, причем даже те, на кого Россия по-справедливости рассчитывала — могут испортить торговый баланс нашего государства?
— «Тромбы» в финансовой системе могут привести к коллапсу внешней торговли, к разрушению логистических цепочек. Ужесточение санкций ведет к тому, что прозрачные безналичные транзакции, особенно в долларах и евро, вытесняются бартером и расчетами в наличной валюте, золоте и криптовалютах. Делаются попытки создать «закрытые контуры» для расчетов между Россией и ее торговыми партнерами так, чтобы информация о финансовых транзакциях не была доступна США и ЕС.
Еще один вариант — усложнение цепочек финансовых транзакций, включение в них компаний-«прокладок» из третьих стран. Все эти меры ведут к удорожанию транзакций: чем сложнее сделки и чем больше посредников, тем выше издержки.
— Как проблемы с проведением операций в дружеских юрисдикциях отразятся на кошельках россиян?
— Сокращение экспорта и импорта отразится на всех россиянах. В условиях блокировок банковских операций спрос на юани, индийские рупии и дирхамы ОАЭ со стороны россиян может сократиться. Российские банки могут прекратить открывать вклады в юанях и дирхамах.