Москва переходит на расчет за нефть и газ в нацвалютах Поделиться
Москва совершенствует механизм перехода на расчет в национальных валютах за экспорт энергоресурсов. По словам вице-премьера Александра Новака, отказ от использования евро или доллара при оплате поставок нефти и газа с «дружественными» странами, превратился в тенденцию: Турция наращивает расчет с Россией в лирах, Китай — в юанях, а Индия — в рупиях. Чиновники уверены, что спустя несколько лет американские и европейские банкноты вообще потеряют статус мировой резервной валюты. Эксперты советуют не торопиться с выводами, считая, что переход с доллара на нестабильные валюты третьего мира приведет к потере зарубежной выручки отечественных производителей.
Россия продолжит переводить расчеты за энергоресурсы на национальные валюты, заявил Александр Новак. По словам вице-премьера, учитывая проблемы с долларами и евро, «тенденция очень сильно изменилась по их меньшему использованию». «Востребован юань, востребован рубль. Этот вектор будет продолжен», — полагает зампред правительства.
По возможности максимально отвязать внешнеторговые контракты от стоимости доллара российские власти решили около года назад. С апреля 2022-го по поручению Владимира Путина наша страна начала принимать оплату поставок энергосырья в недружественные страны исключительно в рублевом эквиваленте, что стало результатом масштабной блокировки резервов отечественных валютных счетов на Западе.
Сначала мера оказалась эффективной: как в мае прошлого года сообщал Reuters, власти Германии и Италии разрешили своим коммунальным компаниям открывать в местных банках рублевые счета для продолжения оплаты российского газа. Но за год европейцы сократили закупки «голубого топлива» из нашей страны более чем наполовину — некоторые участники ЕС, например, Чехия, ранее полностью зависящая от поставок «Газпрома», теперь снабжает себя норвежскими углеводородами. Поэтому, в объявлении полного перехода экспорта энергоносителей на национальные валюты, как полагают эксперты, пока существует множество пробелов.
С одной стороны, западные валюты в самом деле становятся токсичными для российской финансовой системы, так как постоянно возникает опасение, что такие подсанационные активы могут быть арестованы, а операции в евро и в долларах для отечественных экспортеров — заморожены. С другой стороны, за прошлый год поставки российского газа только в Китай выросли почти на 60%. Кроме того, Поднебесная, равно как и Индия, вышли на первое место по суммарному потреблению «черного золота» из нашей страны. К ним постепенно подключается Турция, транзитные мощности которой позволяют не только обеспечивать углеводородами собственный рынок, но и перепродавать сырье европейским покупателям. В той или иной степени у России существует со всеми этими импортерами соглашения о заключении энергетических сделок в национальных валютах: Анкара еще год назад договорилась с Москвой либо расплачиваться в рублях, либо отдавать за поставки собственные лиры; Пекин готов платить в востребованных по всему миру юанях, а Дели — в рупиях.
Только, как предупреждают эксперты, России стоит быть предусмотрительной и разборчивой в выборе наиболее выгодного расчетного денежного средства. Юани Китая, находящегося сейчас на этапе перехода в класс развитых стран, скорее всего, будут приобретать все больше характеристик твердой и стабильной валюты. «Конечно, деньги Поднебесной видится самой реальной альтернативой доллару и евро, — считает аналитик TeleTrade Алексей Федоров. — Некоторое время юани могут выступать в качестве «шлюза» переложения валюты с ограниченной волатильностью и минимальными рисками девальвации в подверженные более серьезным опасениям финансы. Индии до развитой экономики далеко, поэтому, если курсообразование рупии местное правительство и ЦБ не сделают менее плавающим в течение 3-5 лет (как в Китае), то она останется слабым валютным инструментом, по характеристикам не сильно отличающимся от рубля».
Впрочем, существует и другой довольно тонкий маневр валютной координации российских экспортеров с зарубежными партнерами. В марте 2022 года, после очередного санкционного удара по нашей стране, ряд отечественных специалистов предложили взять за критерий независимую платежную единицу — дирхамы ОАЭ, отличающиеся курсовой стабильностью к мировым резервным валютам. «Курс дирхама не меняется последние 25 лет, — отмечает инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов. — Как сообщало Reuters, для снижения рисков нарушения западных санкций индийские НПЗ уже начали оплачивать часть поставок российского сырья в валюте ОАЭ. Если прямого ухода от доллара избежать невозможно, то конвертирование обеих валют вполне вероятно обеспечит им большую привлекательность для международной торговли».