Эксперты предрекли энергетическому рынку Старого Света долгий ценовой хаос
Биржевые цены на газ в Европе продолжают вести себя непредсказуемо. Рекордные скачки сменяются столь же впечатляющими обвалами, и никто не знает, что делать с этими непонятными горками. Аналитики связывают экстремальную волатильность на газовом рынке ЕС с низким уровнем заполненности газохранилищ на континенте, ограничением предложения со стороны основных поставщиков, высоким спросом на СПГ в Азии, а также словесными интервенциями европейских регуляторов.
Если в начале августа фьючерсы на поставку «голубого топлива» торговались на уровне $515 за тысячу кубометров, то к концу сентября они подорожали более чем вдвое. А на текущей неделе на бирже был зафиксирован исторический максимум – почти $2 тысячи за тысячу кубов. Затем последовал откат: цены упали ниже тысячи долларов. Похоже, игроки на спотовом рынке газа впали в некую долгосрочную панику, реагируя на любой «чих» со стороны регуляторов. Так, после заявления энергетического агентства Дании о том, что вторая нитка газопровода «Северный поток-2» готова к вводу в эксплуатацию, цены тут же пошли вниз. Разумеется, ничего хорошего в этом затянувшемся ценовом хаосе нет, поскольку он чреват дестабилизацией экономики всего Евросоюза.
О причинах происходящего на газовом рынке Старого Света, перспективах развития ситуации и возможных плюсах и минусах для России, «МК» расспросил руководителя аналитического департамента AMarkets Артема Деева, ведущего эксперта Центра политических технологий Никиту Масленникова, эксперта Финансового университета при правительстве РФ Игоря Юшкова.
— Чем вызвана нынешняя ситуация на газовом рынке ЕС, как долго она продлится и на каком ценовом уровне успокоится?
Деев: «Наблюдаемый ценовой беспредел возник из-за спекулятивной перекупленности спотовых контрактов на природный газ. Их массовая распродажа и привела к обвальному падению цен, очевидно, кратковременному. Факторы, спровоцировавшие повышательный тренд, пока никуда не делись и сохранятся еще долго. До недавних пор цены устойчиво росли из-за дисбаланса на рынке – предложение не успевало за спросом по многим причинам: резкий рост потребления, низкий уровень запасов в подземных хранилищах, невозможность быстро нарастить объемы поставок. Наверняка газ опять начнет дорожать, но волатильность будет уже не столь впечатляющей. До конца зимы цены едва ли опустятся ниже $1000 за тысячу кубометров».
Масленников: «Тут сошлось много факторов. Рыночная волатильность подпитывается любыми значимыми для инвесторов новостями. Такими, как заявление Путина о готовности России стабилизировать растущие цены на газ в Европе. Сюда также можно отнести предложение пяти стран ЕС – Франции, Испании, Чехии, Румынии и Греции — провести расследование причин происходящего и установить общие правила по объемам запасов газа. Но я думаю, что при всех обстоятельствах волатильность будет продолжаться, хотя и с меньшим размахом. Для игроков, вытраивающих стратегию рыночных спекуляций, есть очень весомый, хотя и ненадежный ориентир – Китай. Непонятно, какие объемы с мирового рынка СПГ он оттянет на себя в итоге. Конечно, зима там не такая суровая, как в Европе и США. Но если в Китае произойдет лавинообразное отключение электроэнергии на промышленных предприятиях, это приведет к серьезному торможению экономического роста. Что, в свою очередь, чревато серьезными социальными потрясениями. Сейчас на рынке временное затишье, потом пружина опять начнет распрямляться, и ценовой баланс может быть достигнут в интервале от $900 до $1200 за тысячу кубометров».
Юшков: «В ситуации с ценами на фьючерсы действуют законы биржевой торговли, психологические факторы и значимые новости из мира экономики и политики. Нынешний ценовой обвал напрямую связан с экстремальным подорожанием природного газа на рынке. Трейдеры сначала разгоняли цены, а затем, в какой-то момент в массовом порядке начали распродажу фьючерсов, чтобы зафиксировать прибыль. Тут определенную, хотя и не решающую роль сыграло заявление Владимира Путина о необходимости обеспечить Европу дополнительными объемами газа. Возможно, какую-то часть трейдеров оно подтолкнуло к распродаже фьючерсов, к игре на понижение».
— Какова степень ответственности России за происходящее и как скажутся нынешние ценовые скачки на экспортных доходах нашей страны от торговли газом?
Деев: «Текущая волатильность мало затрагивает экспортные доходы России, поскольку свой трубопроводный газ «Газпром» поставляет по долгосрочным контрактам. Стоимость сырья по ним не зависит от фьючерсов на газ, а формируется на основе цены нефти в предыдущий период. То есть, сейчас «Газпром» продает в Европу сырье по средней цене $270-280 за тысячу кубометров. Это значительно ниже текущего уровня цен на бирже, но в два раза больше, чем в прошлом году, когда компания продавала сырье в ЕС по себестоимости ($100 за тысячу кубометров)».
Масленников: «Что касается потенциального ущерба для «Газпрома», то, судя по всему, российская компания не особо ориентируется на ценовую премию, исходя из специфики своих долгосрочных контрактов. Конечно, какая-то дополнительная прибыль появится у «Газпрома» за счет запуска «Северного потока-2» и увеличения прокачки по «Турецкому потоку». Оснований подозревать Россию в спекуляциях нет: намеренно повышать цены на газ – абсолютно не в наших интересах. Европейцы не должны считать, что «Газпром» злонамеренно нажился на их топливных проблемах и одновременно создал им ценовой ад».
Юшков: «На экспортных доходах «Газпрома» все эти скачки практически не отражаются. Холдинг забирает фиксированную выручку за поставку оговоренных с партнерами объемов газа. Нарастить ее не позволит так называемый полугодовой лаг, заложенный в долгосрочные контракты с европейцами. Что касается влияния российских газовых поставок на цены в ЕС, то на длинной дистанции оно скорее сдерживающее, нежели подхлестывающее. По итогам текущего году Россия поставит европейцам очень много газа — почти столько же, сколько в рекордном 2019 году».