Экономист Николаев объяснил причины пополнения главной российской «кубышки» Поделиться
Многие россияне считают, что Фонд национального благосостояния (ФНБ), эта спасательная соломинка нашей экономики, постоянно сокращается – да и как иначе выполнять разные социальные проекты в условиях «ядерных» санкций и ограничений? Где брать деньги «на то и на это», как ни в ФНБ? Однако оказывается, что фонд не только не уменьшается, но еще и прирастает новыми доходами.
Объем Фонда национального благосостояния в апреле вырос на 216 миллиардов рублей. И теперь в этой «кубышке» почти 13 триллионов в нашей национальной валюте, что составляет 7,1% ВВП.
При этом объем ликвидных активов фонда на 1 мая составляет 5,17 триллиона рублей.
На 1 мая нынешнего года на отдельных счетах по учету средств ФНБ в Банке России размещено около 340 миллиардов китайских юаней, 334,3 килограмма золота в обезличенной форме и, разумеется, российские рубли.На депозитах ВЭБ РФ находится почти 660 миллиардов рублей. А еще средства ФНБ вложены в ценные бумаги различных компаний.
Нетрудно заметить, что в фонде на сегодняшний день нет токсичных для нашей экономике валют: долларов, евро, английских фунтов и японских иен. Все они ушли из этой кубышки еще в 2021 году, в рамках программы дедолларизации российской экономики.
Некоторые аналитики тогда прогнозировали закат ФНБ: куда нам, дескать без мировых валют?
А пациент, как видим, скорее жив, чем мертв. И часто является финансовой подушкой безопасности для России.
Но откуда он черпает средства? Все-таки, санкции, запреты и ограничения со стороны Запада
— По бюджетному правилу, если цены на нефть превышают определенный уровень, то эти «излишки» поступают в Фонд национального благосостояния, — говорит главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев. — Сейчас цены на нефть выше, чем ожидалось, в результате чего и идет накопление.
— Это наш неиссякаемый источник?
— Так нельзя говорить, очень даже иссякаемый! Деньги, что называется, имеют свойство заканчиваться. И наше правительство это хорошо понимает. Если бы ФНБ был резиновым, мы бы не стали, в частности,повышать налоги, вводить прогрессивную шкалу и прочее. Никто не знает, сколько будет стоить нефть завтра или в ближайшем будущем.
Другое дело –средства ФНБ не все ликвидные. Они же у нас как бы в двух ипостасях: самого Фонда и международных резервов, которые заморожены.
Ликвидная часть значительно меньше этих 13 триллионов рублей. Хотя даже в такой ситуации ФНБвыглядит достаточно стабильно.
— Для выполнения каких проектов и программ мы запускаем руку в эту «кубышку»?
— Мы не берем оттуда деньги под какие-то конкретные цели. Они идут на балансировку федерального бюджета, который, как известно, в нынешнем году дефицитный, расходы выше доходов. И таким, по планам, будет оставаться еще ближайших два года.
А расходные обязательства необходимо выполнять, они довольно значительные. По планам, траты федерального бюджета в 2025 году должны сократиться на 6% по сравнению с нынешним годом. Но как будет в действительности, сказать трудно.
Однако, несмотря на то, что мы неоднократно брали деньги из ФНБ, его объемы не слишком уменьшаются.
hwtzuy