Правительство готовится повысить импортные пошлины
Российский рынок косметики и парфюмерии пребывает в томительном ожидании. Если правительство повысит пошлины на импорт духов, туалетной воды, средств ухода за кожей и много чего еще, вся эта ввозная продукция резко подорожает в рознице. Вариант с пошлинами чиновники рассматривают в качестве «симметричного» ответа на действия Евросоюза по ограничению поставок стали из России. Происходящее напоминает печально известную историю с продэмбарго: хотели наказать Запад, а ударили по отечественному потребителю.
Инициатива принадлежит Минэкономразвития и Минпромторгу. Эти два ведомства посчитали несправедливым мораторий на экспорт российской стали в Европу, который с июля 2018 года сверх установленной квоты облагается пошлиной в 25%. В июне Еврокомиссия продлила действие этих мер до 30 июня 2024 года. Пока не известно, насколько Москва собирается поднять таможенные ставки, однако не исключено, что они вырастут до заградительного порога, снижающего до нуля рентабельность импортеров. В целом речь идет о широком спектре товаров из ЕС, в частности, об аграрной технике, холодильниках, обуви, вина и пива.
Но дело в том, что российский парфюмерно-косметический ритейл зависит от импорта как никакой другой. Доля зарубежных (Франция, Германия, Италия, Польша) брендов на прилавках превышает 80%, а в производстве отечественных товаров на 90% используется импортное сырье. В объеме мирового рынка наш занимает 2,3% и входит в число пяти крупнейших рынков Европы.
В 2016-2019 годах он стабильно рос на 7-10% ежегодно, превысив в в позапрошлом году 200 млрд рублей в стоимостном выражении. Однако в ковидном 2020-м косметика и парфюмерия вошли в число наиболее пострадавших от пандемии категории. По данным NielsenIQ, тогда с марта по сентябрь продажи средств для укладки волос снижались на 24,6% год к году, средств по уходу за кожей на 11,1%. А вот в январе-июне 2021 года, по данным исследования Tinkoff Data, средние месячные расходы россиян на косметику и парфюмерию выросли на 7% год к году, а средний чек — на 2%, до примерно 1,8 тысяч рублей.
«Сейчас действующая импортная пошлина на духи и туалетную воду составляет 6,5%, – говорит председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. – Если ставку поднимут до 10%, розничные цены взлетят процентов на 15-20. Конечно, в структуре расходов населения на парфюмерные изделия приходится не так много. Условно, человек тратил на одеколон 500 рублей в месяц, а будет – 700. Люди сталкиваются на потребительском рынке с куда более серьезными вещами – прежде всего с 10-процентным подорожанием продовольствия».
Вместе с тем, рассуждает Янин, история получается некрасивая, и она напрямую вытекает из торговых размолвок Москвы с Брюсселем. Как и в случае с антизападным продэмбарго, пострадавшей стороной окажутся миллионы простых людей, которым придется расплачиваться за действия и интересы нескольких отечественных металлургических компаний. В 2014 году посткрымские санкции ЕС коснулись конкретных российских физлиц и госструктур РФ, а Россия ответила залпом из всех орудий, накрывшем собственное население.
«Строго говоря, пока мы имеем дело лишь с заявлением о намерениях, которые правительство может реализовать, если не удастся договориться с ЕС по квотам на сталь, – отмечает ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. – Но даже если предположить, что европейской косметике закроют путь на наш рынок какими-то запредельными ставками, ее с большим удовольствием «скушают» те же Африка и Китай. И мы сами себя накажем в очередной раз. А на Западе скажут: «Не хотите, не покупайте».
А вообще, резюмирует Масленников, любые факторы риска в торгово-экономических отношениях России и Евросоюза привлекают сегодня повышенное внимание. Особенно на фоне того, что происходит с ценами на газ и тем энергетическим кризисом в Старом Свете, который все явственнее обретает признаки и масштаб мирового. Вопрос вероятного повышения таможенных пошлин на косметику, вино и ряд других товаров из ЕС – лишь незначительный, периферийный эпизод в контексте событий намного более глобальных и мрачных.