Эксперт оценил перспективы создания экспортного маршрута «Сила Сибири-2» Поделиться
Несмотря на ужесточение антироссийских экономических санкций, отечественные энергоресурсы остаются востребованными на международном рынке. Подтверждением тому стала очередная встреча президента Владимира Путина с лидером Китая Си Цзиньпином, на которой стороны договорились об ускорении строительства «Силы Сибири 2» – дополнительного газоэкспортного маршрута из нашей страны потребителям Поднебесной. Создание новой магистрали требует еще неоднократного согласования, тем не менее уже сейчас западные оппоненты Москвы начинают задумываться о своем поспешном отказе от российского «голубого топлива».
Западные державы, вводя суровые экономическое санкции против энергетической отрасли России, утверждали, что нашей стране окажется не под силу оперативно найти альтернативные рынки сбыта. Устоявшееся мнение было вполне обосновано. Как США, так и Европа были уверены, что российская экономика давно подсажена на «сырьевую иглу» и в сильнейшей степени зависит от экспортных доходов энергетических компаний. Выводы, казалось, правильные: бюджет нашей страны действительно на 60% формировался за счет выручки от продажи энергоносителей зарубежным, главным образом западным клиентам. Львиная доля сырья шла в европейские государства, промышленность которых получала углеводороды, в первую очередь природный газ, по стабильным, зафиксированным в долгосрочных контрактах ценам.
Как повлияли санкции на эту ситуацию? С одной стороны, поставки «голубого топлива» отечественных производителей клиентам из ЕС сократились со 150 млрд в 2021-м до 43 млрд кубометров в 2023 году; с другой, закупки сырья со стороны азиатских импортеров за то же время выросли в полтора раза – примерно до 40 млрд кубов. Казалось бы, замена не равноценная. Однако если задача по обеспечению энергоносителями Европы из сибирских месторождений решалась в течение полувека, то экспортное снабжение сырьем в восточном направлении было налажено всего за пару лет. Важным подспорьем тут оказался уже построенный трубопровод «Сила Сибири», позволяющий поставлять до 50 млрд кубометров газа в год только в Поднебесную. Существенным расширением энергетического маршрута обещает оказаться новая межконтинентальная линия – маршрут «Сила Сибири-2», об ускорении строительства которой договорились Владимир Путин и Си Цзиньпин. Заместитель генерального директора Фонда энергетической безопасности Алексей Гривач уверен, что заметные темпы развития сотрудничества России с азиатскими государствами заставит западные державы задуматься о неоправданно поспешном отказе от импорта углеводородов из нашей страны.
– Проектная мощность «Силы Сибири-2» должна составить около 50 млрд кубометров в год. Нужны ли Китаю такие объемы топлива и сможет ли Поднебесная стать таким же долгосрочным партнером России в энергетической сфере, каким до недавнего времени считалась Европа?
– Китайский промышленный сектор способен нарастить потребление газа в значительных объемах. За последние шесть лет требования экономики Поднебесной в «голубом топливе» увеличились на 150 млрд кубометров. Самый близкий поставщик газа – Россия, поэтому нашей стране вполне по силам занять весомую долю азиатского топливного рынка.
Природный газ занимает около 10% в энергобалансе Китая. Для сравнения, у Японии, промышленное хозяйство которой полностью зависит от импортного топлива, этот показатель вдвое выше. Существуют объективные прогнозы, что в ближайшие 10-15 лет китайская экономика продолжит увеличивать потребление энергоресурсов, поэтому расширение российских поставок и строительство «Силы Сибири-2» необходимо и обосновано.
– Но сможет ли «Сила Сибири-2» полностью заменить аналогичные в былые времена поставки в ЕС? Есть расчеты, что соразмерность экспорта не превысит 40%…
– Все будет зависеть от подхода к подсчетам. Не стоит забывать, что ситуация с российским экспортом в западном направлении пока еще находится в подвешенном состоянии. Не исключено, что государства ЕС, осознав свои значительные финансовые потери в связи с отказом от энергоносителей из нашей страны, в дальнейшем начнут смягчать свой санкционный прессинг в отношении закупок наших углеводородов, считающихся в настоящее время «токсичными».
Стоит также учитывать, что газотранспортная система в Европу создавалась на протяжении пятидесяти лет. Развитие российских поставок в Азию осуществляется гораздо быстрее. Первый экспортный контракт с Пекином на продажу «голубого топлива» мы заключили лишь десять лет назад. В следующем году поставки обещают выйти на проектную мощность в 38 млрд кубометров. И это только сырье, поставляемое по первому маршруту «'Силы Сибири». К 2030 году стоит задача увеличить экспорт по всем каналам до 100 млрд кубометров.
– Задача, конечно, амбициозная. Но звучат опасения, что Пекин станет настаивать на существенном дисконте для себя за закупки сырья по трубопроводному маршруту. Не стоит ли России отказаться от долгосрочных вложений в строительство «трубы», переориентировав зарубежные поставки на сжиженный газ, логистику которых можно относительно легко поменять?
– Несомненно, Китай располагает серьезным переговорным преимуществом в денежном вопросе, однако в Пекине должны понимать, что Москва не будет заключать контракт на 30 лет на явно невыгодных для себя условиях.
Экспорт сжиженного газа России придется развивать не «вместо», а вместе с трубопроводными поставками, что станет дополнительным стимулом для диверсификации всего мирового рынка топлива.
– Западные государства продолжают оказывать давление на Пекин с целью не допустить растущие торговые связи России и Китая. Разрушение сотрудничества в энергетической сфере является одним из приоритетов Вашингтона. Не станет ли такое внешнеполитическое давление преградой для расширения поставок углеводородов из нашей страны азиатским потребителям?
– Антироссийское давление со стороны США на дружественных нашей стране партнеров продолжается и будет еще нагнетаться. Возможно, именно поэтому окончательный договор о поставках газа по «Силе Сибири-2» существует лишь на бумаге. Тем не менее, скорее всего, это свидетельствует об осторожной внешней политике Пекина, нежели об опасении Китая пострадать от каких-либо западных санкций.