Павел Склянчук: «некоторые организации стали хитрее в своих способах обсчета граждан» Поделиться
Россияне недовольны качеством работы управляющих компаний (УК). Согласно результатам опроса Народного фронта, около 60% респондентов говорят о проблемах в ЖКХ именно по вине УК, и примерно столько же жалуются на отсутствие положительных изменений в их доме или ухудшении его состояния. Могут ли жильцы изменить ситуацию своими силами, и как сократить суммы в платежках? Об этом «МК» рассказал эксперт «Народный фронт. Аналитика» Павел Склянчук.
— Результаты опроса – это лишь безобидная часть полученных результатов. В целом это приговор в несостоятельности рынка управления многоквартирными домами. Долгие годы работу пытались выстроить на рыночных основаниях, которые предполагают конкуренцию и улучшение сервисных услуг, а также клиентоориентированность и максимальную отдачу с точки зрения обратной связи с жильцами. Однако до сих пор люди этого не наблюдают.
— Действительно ли проблемы, на которых акцентировали внимание граждане, особенно острые?
— Да, это действительно так. Депутаты часто говорят о том, что к ним обращаются граждане с жалобами. Как проблемы решить? Сейчас обсуждается вопрос создания отдельного министерства по вопросам ЖКХ. Возможно, это сможет сдвинуть вопрос с мертвой точки. Не совсем нормально, что сейчас существует лишь департамент ЖКХ, в котором всего 30 человек занимается разработкой нормативных правых актов, по которым живет огромная страна.
— Существуют ли на российском рынке добросовестные УК?
— Добросовестные компании, безусловно, есть. Десять лет назад была проведена реформа, связанная с введением лицензирования на рынке предпринимательства в сфере управления жилой недвижимостью. Часть недобросовестных и откровенно жульнических компаний ушла с рынка. Но некоторые просто стали скромнее других и хитрее, в своих способах обсчета граждан. Тотальной прозрачности до сих пор не наступило. В системе ГИС ЖКХ есть специальные требования по раскрытию отчетов о результатах годового управления домом, обо всех работах, которые были произведены. Так вот другой мониторинг Народного фронта пару лет назад говорил о том, что у нас этой информации сегодня нет. Она закрыта, так как управляющие компании пренебрегают этим правилом. Неизвестна норма прибыли в этом секторе, сколько с одного дома УК получает денег. Сами участники рынка, коммерческие организации, конечно, говорят, что работают себе в убыток. Но в это слабо верится. Когда им предлагают уйти из дома они двумя руками и ногами цепляются за возможность остаться и продолжать управление. И это несмотря на скопившиеся долги, а также жесткие требования со стороны жилинспекций.
— Что делать, если не нравится качество работы управляющей компании?
— Если не нравится обслуживание УК, то существует процедура ее смены через собрание жильцов. С недавних пор были запущены цифровые сервисы, где можно провести общее собрание в электронном виде. Собрание также можно провести и традиционным способом.
— Как уменьшить ежемесячный платеж?
— Ежемесячный платеж уменьшается двумя способами. Первый связан с индивидуальным потреблением. Тут надо вспомнить многочисленные советы по повышению энергоэффективности бытовых приборов. Второй способ экономии связан с общедомовыми приборами учета, которые исключат возможность манипулирования цифрами по расходам на содержание общего имущества (по счетчикам). Необходим также общественный контроль за управляющими компаниями. Например, избранный совет дома может контролировать деятельность управляющих компаний и принимать их работу.