В Россию идут бренды из Кореи, Турции и ОАЭ Поделиться
Аналитики подсчитали, что с начала 2023 года в России появилось 16 новых иностранных брендов потребительских товаров. Это неплохая новость, ведь после 2019 года их число, напротив, ежегодно снижалось. Однако торговые центры так и не вернулись к цифрам посещаемости допандемийного 2019 года, хотя и пытаются всеми силами восстановить свой бизнес. Конкуренты – представители «живых» торговых центров и электронной торговли – обсудили свое положение в нынешних условиях.
Пациент — торговый центр — скорее жив, чем мертв. В последнее время в ТЦ растут два главных показателя – посещаемость (траффик) и средний чек. По словам вице-президента Союза торговых центров Павла Люлина, «торговые центры более-менее ожили, в этом году посещаемость на 11% больше, чем в прошлом году (по России +3%).
– У нашего бизнеса было три последовательных шока: ковидные ограничения, массовый исход западных брендов, потом мобилизация, – рассказал Люлин. – Да, была просадка по траффику в эти периоды, но сейчас идет некоторое восстановление посещаемости.
На возвращение ТЦ к жизни, как объяснил эксперт, повлиял в большей степени тот факт, что многие любимые россиянами бренды не ушли, а разными хитростями остались на российском рынке.
— На самом деле, 42% западных брендов сначала приостановили свою деятельность, посмотрели по сторонам, а затем «сделали финт ушами»: или продались кому-то, тем же туркам, китайцам, или оформили передачу российской компании, – объяснил Люлин. – Они сделали ребрендинг, сменили вывеску и название. И они остались, продают те же самые товары. Или они стали мультибрендовыми магазинами.
Кроме того, приходят новые бренды – и иностранные, и российские.
— Поэтому мы со сдержанным оптимизмом смотрим на нашу действительность, – резюмировал бизнесмен.
По словам руководителя направления новых брендов в Союзе торговых центров Наталии Кермедчиевой, ключевые страны, откуда к нам идут новые бренды, – это Корея, Турция и ОАЭ. Вообще приход и уход брендов – процесс естественный. Только за последние десять лет в России сменилось не менее 50 иностранных брендов — кто-то пришел, кто-то ушел.
Если говорить об электронной торговли, то россияне, которые покупают что-то на маркетплейсах, видят, что там можно по-прежнему приобрести вещь любого иностранного бренда. По словам председателя Экспертного Совета Центра Электронной Торговли Юлианны Гордон, с маркетплейсов за последние полтора года ушло (по разным оценкам экспертов) от 200 до 400 брендов в разных сегментах, однако – «это официальная информация». На деле же товары этих якобы «ушедших марок» на площадках онлайн-торговли присутствуют.
— Вы знаете, что сейчас в кинотеатрах России идет (такой-то) иностранный фильм? Так же и с товарами на маркетплейсах. Как они попали туда, это другой вопрос, – говорит Гордон. – И вовсе не факт, что это контрафакт, это настоящий товар!
Известные электронные торговые площадки в последние полтора годы делают колоссальные усилия в сторону глобализации своей деятельности.
Поэтому говорить о каком-то сильном вымывании отдельных брендов с маркетплейсов не приходится. Это коснулось некоторых узких сегментов, например, отдельных категорий товаров для животных (таблеток, БАДов).
В последние годы много говорится о том, что маркетплейсы могут совсем вытеснить «живую торговлю», но оказалось, что хоронить ТЦ рано. Эксперты назвали цифру: всего примерно 15% населения в РФ покупает товары в онлайне! Для сравнения, в США эта цифра намного больше – около 40%.
Представитель электронной торговли рассказала, что сейчас наблюдается тренд во всем мире – гибридная модель ТЦ с маркетплейсом. На базе известных ТЦ (у которых есть собственное название) делают маркетплейс.
Но представитель офлайн-бизнеса Павел Люлин поспорил с конкурентом:
– Это направление начало развиваться лет пять назад, но многие ТЦ от него отказались, так как покупатели должны «приходить ножками», – сказал он. – Если он как локация не нужен в данном районе, за что тогда он платит арендную плату?
Последние несколько лет ТЦ только и размышляют о том, как им трансформироваться, чтобы выжить в текущих условиях. Универсального решения, как признали эксперты, нет, но есть некоторые варианты. Например, необходимо наращивать долю площадей «под развлечение и еду». Такая работа, в принципе, уже и так ведется в последние годы. Сейчас в отдельных торговых центрах 13-15% площадей отданы под общепит. И часть площадей, отданных под торговлю одеждой, неизбежно будет сокращаться.
Важнейший фактор – правильная локация. К примеру, один ТЦ в Москве имеет огромный траффик – 80 тысяч человек в день, и все потому, что у него правильное место расположения. Либо много людей рядом живет, либо через него проходят, чтобы попасть к метро и т.д. Где-то придумали создать в ТЦ хаб разных маркетплейсов, чтобы люди приходили и меряли там одежду, а потом заодно заходили в магазины ТЦ, в ресторан, в кино… Еще один способ заманивания посетителей – коллаборация: речь идет о совместных проектах соцсетей или телеканалов с ТЦ – фан-встреч, выступления звезд и т.д.
Средняя покупательская корзина одного известного маркетплейса содержит товары из самых разных сегментов: контактные линзы, гель для душа, корм для собак и еще 20 наименований товаров. Средний чек там составляет 1700 руб.
В торговых центрах средний чек растет, сейчас он равен 6000-6500 руб., однако, по словам эксперта, «это, скорее, заслуга инфляции».
В целом, представители бизнеса ТЦ настроены оптимистично.
— Как кинотеатры не убили театры, так и онлайн-торговля не убьет ТЦ, просто они станут другими — , – заявил Павел Люлин. «Куда-то вырваться» – это главная мотивация людей, поэтому оффлайн-торговые центры никогда не умрут.