Страдающий от засухи и высоких цен Старый Свет может закрыть глаза на санкции Поделиться
Отечественные парниковые овощи готовы к экспортному марш-броску на Европу. Это следует из заявления главы Россельхознадзора Сергея Данкверта. По словам чиновника, в странах ЕС тепличное овощеводство становится нерентабельным и экономически неконкурентоспособным из-за высоких цен на энергоносители. В России же оно интенсивно развивается, а значит, остается лишь наладить поставки соседям по континенту.
В 2021 году Россия поставила в Европу 2,5 тысячи тонн одних только огурцов, в том числе в европейские страны. А сейчас возникли препятствия в виде транспортных ограничений и подорожавшей логистики: если раньше машина стоила €3–3,5 тысячи, то сейчас €12 тысяч, заметил Данкверт. Между тем, такие объемы меркнут в сравнении с теми 5,5 млн тонн плодоовощного импорта, что, по данным Россельхознадзора, поступил в РФ за семь месяцев 2022 года.
В ценовом измерении картина тоже показательна: в 2021 году Россия продала за рубеж овощей на $818 млн, а, к примеру, зерна – на $11,092 млрд. В основном это были картофель, огурцы, помидоры, лук, морковь, капуста белокочанная и цветная, бобовые. Крупнейшими получателями стали Турция, Пакистан, Италия и Белоруссия.
«Заявление главы Россельхознадзора во многом ситуативно: в Европе сейчас аномально жаркое лето, что ведет к проблемам с техническим обслуживанием местного овощеводства, в частности, теплиц, — говорит ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. – Но это временные трудности, и я бы не стал утверждать, что они всерьез и надолго вышибают тепличное хозяйство ЕС. Европейцы наверняка справятся. Естественно, в осенне-зимний период поддерживать теплицы — значительно более дорогое удовольствие. Особенно при прогнозных ценах на газ в $4000 за тысячу кубометров».
Но способна ли сама Россия кардинально нарастить экспорт овощей, пусть даже в другие регионы? Через какое-то время – возможно, но прямо сейчас – едва ли. Отрасль по-прежнему зависит от поставок импортных семян, оборудования, технологий и материалов, с которыми есть проблемы. Например, для теплиц требуется особое покрытие, пропускающее ультрафиолетовые лучи. Еще один вопрос – куда продавать? Овощи – нежный, скоропортящийся товар, а значит, надо выстраивать маршруты, которые позволят быстро довести его до конечных потребителей. Храниться в упаковках он может от силы неделю-полторы. Соответственно, рассуждает Масленников, круг потенциальных получателей суживается до Турции, Казахстана, отчасти Киргизии и Белоруссии. Таджикистану, который в год имеет по три обильных урожая помидоров открытого грунта, наши тепличные томаты даром не нужны.
Иначе смотрит на вещи Анатолий Тихонов, директор Центра агробизнеса и продовольственной безопасности Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС. Сейчас, по его словам, в Европе свои условия будет диктовать холодильник. Сельхозпродукция дорожает из-за засухи, пожаров и последствий экономических санкций в отношении РФ. Гибнут овощи открытого грунта. В Италии падение производства по разным аграрным культурам доходит до 45%, по всему ЕС ожидаются большие потери по подсолнечнику, оливкам, картофелю, дыням. В этих условиях высока вероятность, что европейцам придется просить Россию о поставках части урожая. Политики могут закрыть на это глаза, а бизнес будет обходить санкции и покупать продукты, чтобы прокормить население и снизить социальную напряженность на фоне высокой продовольственной инфляции.
«В прошлом году мы получили более 1,4 млн тонн овощей, мы полностью обеспечиваем себя огурцами, примерно на 80% — томатами. В стране работают 400 теплиц, еще 50 строятся, — рассказывает Тихонов. – И у нас есть излишки для экспорта. Теплица работает либо на солнце, либо на дополнительном искусственном освещении и отоплении. В Европе цены на энергоносители запредельно высоки, минеральные удобрения, которые используются в тепличном хозяйстве, десятикратно подорожали, покупательская способность населения снижается. На этом фоне российская продукция будет вполне конкурентоспособна и сможет заместить выпадающие объемы европейского производства».
У России есть все ресурсы (от земли и удобрений до заинтересованных хозяйств), чтобы насытить европейский рынок своими овощами, считает Михаил Оганезов, специалист департамента стратегических исследований Total Research. На его взгляд, фактор санкций особой роли не играет, поскольку продукты питания за редкими исключениями выведены из-под ограничений. Так что теоретически поставки можно начать хоть завтра. Однако, чтобы наращивать экспорт, необходимо для начала полностью решить задачи внутреннего потребления. Как отмечает Оганезов, в Россию до сих пор привозят импортные помидоры и огурцы, тогда как собственной продукции должно быть с запасом — при должном отношении и инвестициях. Но на северо-востоке страны эти овощи стоят в 3-4 раза дороже, чем в Москве, Петербурге и других мегаполисах.