«Россия может потерять европейский рынок» Поделиться
«Газпром» сообщил о приостановке поставки газа по трубопроводу «Северный поток». Причиной стали найденные неисправности в ходе проведения технического обслуживания на компрессорной станции «Портовая», сообщает пресс-служба «Газпрома». Ростехнадзор выдал компании предупреждение, а сама компания направила письмо Siemens о необходимости починить трубу. Чем чревата остановка последней оставшейся турбины и как это повлияет на отношения России с остальным миром – поговорили об этом с экспертом.
Комментируя ситуацию с приостановкой турбины «Северного потока», первый вице-президент «Центра политических исследований» Алексей Макаркин видит развитие ситуации в таком ключе:
«Это новый этап «газовой войны» России и Европы. То есть, продолжается и усугубляется противостояние. Здесь можно ожидать всего. Причём, не только в газовой, но и нефтяной сфере.
Только что G7 заявила о возможности установления потолка цен на российскую нефть. В ответ Россия говорит о том, что, если будет такой потолок – будет невыгодно продавать, а значит продавать ничего не будем. И по газу тоже чревато очень серьёзными последствиями.
Здесь главный фактор, который никто не может в точности предугадать – какая предстоит зима в Европе. Сейчас европейцы активно заполняют газовые хранилища, имея в виду самый негативный вариант, что Россия вообще может остановить поставки, а не только частично. Также снижается уровень температуры, который будет обеспечиваться зимой в жилищах. Говорят и о других мерах экономии. Но вопрос всё равно в том, какая будет зима.
Если зима будет умеренная, то Европа сможет продержаться со всеми мерами экономии, там и американцы смогут подбросить СПГ. Но если зима будет очень холодной, то всё значительно сложнее.
Поэтому сейчас такая интрига. Ещё неясно, как договориться, в условиях, когда отношения фактически разорваны и интересы сторон диаметрально противоположны. В результате может получиться такая ситуация: Европа может замёрзнуть, если будут сильные холода, с другой стороны – Россия может потерять европейский рынок газа. Здесь такая ситуация, что конфликт усугубляется. Всегда, когда речь шла о предыдущих разногласиях, газовый вопрос либо оставался за скобками, либо удавалось урегулировать. Всё же стабильные поставки газа в Европу, в первую очередь Западную, в Германию были ещё в советское время. После объединения Германии всё это тоже сохранилось. Сейчас, так как правила в действующих международных отношениях стремительно меняются, то может быть всякое в вопросе газа.
В любом случае, эти отношения находятся сейчас в центре конфликта. Никто из экспертов не может предложить алгоритм, как добиться хотя бы временного компромисса. Так что, пока события развиваются по сценарию эскалации».