Что стоит за созданием российского оператора ключевого проекта по производству СПГ Поделиться
Президент Путин подписал указ о передаче оператора нефтегазового проекта «Сахалин-2» Sakhalin Energy в собственность российскому государству. Оператором проекта будет российское ООО «Сахалин-2». Иностранные акционеры — японские Mitsui и Mitsubishi, а также британско-нидерландский концерн Shell — смогут получить доли в новом предприятии или взять компенсацию. Правительство Японии выразило надежду, что это решение не будет ущемлять права Страны восходящего солнца. Зарубежные же комментаторы увидели за этим сигнал — предупреждение другим иностранным компаниям, самовольно решающим продолжать им работу в России или нет.
Накануне президент России Владимир Путин подписал указ, согласно которому оператор месторождений «Сахалина-2» — Sakhalin Energy — будет заменен на новое юрлицо с регистрацией в РФ. В состав акционеров Sakhalin Energy входят ПАО «Газпром» (50% акций плюс одна акция), британско-нидерландский концерн Shell (27,5% акций минус одна акция), а также японские группы компаний Mitsui (12,5% акций) и Mitsubishi (10% акций).
В документе говорится, что имущество оператора передадут в безвозмездное пользование созданной правительством компании. Также государству перейдут все права и обязанности оператора проекта. В Кремле заверили, что угроз для поставок СПГ с предприятия нет. Но на то, чтобы принять решение — оставаться в новом операторе или уйти, у компаний-акционеров есть ровно месяц.
Японские компании Mitsui и Mitsubishi, имеющие пакеты акций в «Сахалине-2», планируют оставаться участниками проекта. Об этом написала британская газета Financial Times, ссылающаяся на информированный источник. Дело в том, что условия заключенного контракта на поставку сжиженного природного газа в Японию оказались крайне выгодными для Токио. Следовательно, компании не уйдут, даже если им придется платить налоги в России.
В то же время, японское издание Nikkei пишет, что Токио опасается аналогичных решений о перерегистрации операторов других крупных энергетических проектов с участием Японии, в том числе «Сахалина-1» и «Арктик СПГ — 2». «Россия может предложить плохие условия, при которых японским компаниям будет сложно получать прибыль, как это было раньше, или будут приняты новые законы и созданы условия, при которых японским компаниям будет неудобно сохранять свои инвестиции», — говорится в заметке.
Что касается официальной реакции политических властей, то заместитель генерального секретаря правительства Японии Сэйдзи Кихара заявил, что Токио изучает последствия указа Владимира Путина о «Сахалине-2». «Мы изучаем цели российской стороны и фон, поэтому о том, какие мы предпримем шаги и какие шаги предпримет каждая из компаний, я сейчас сказать не могу», — заявив Кихара, добавив, что «нельзя допустить ущемления прав нашей страны в области полезных ископаемых».
Уместно напомнить, что вскоре после начала российской спецоперации компания Shell объявила, что выйдет из совместных проектов с «Газпромом», в том числе из «Сахалин-2». Среди возможных покупателей доли концерна назывались китайские Cnooc или CNPC.
Как пишет Financial Times, Путин своим указом послал Shell сигнал о том, что Москва «не согласится с ее ролью инвестора-призрака», не генерирующего прибыль. Британское издание делает вывод, что передача активов государству — это предупреждение для всех участников энергетического рынка из «недружественных» стран, которые планируют или уже пытаются выйти из проектов в России, в том числе British Petroleum и французской Total Energies.
В Shell заявили, что оценивает требования указа Путина, изучают новую конфигурацию проекта и пока не готовы к дополнительным комментариям.
«Участникам предоставляется опция: написать заявление о переносе доли в новое ООО и получить ту же долю, что и была, или покинуть проект, — поясняет ведущий эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. – При этом, вопрос, скорее, не к японским акционерам, а к Shell, заявлявшей, что выходит из проекта, но до сих пор не сделавшей этого. Ей как бы намекают, что пора определяться».
По мнению эксперта, японские акционеры изначально не хотели и сейчас не хотят выходить из весьма выгодного для них проекта. В том числе из-за того, что их доля, потенциально, достанется китайским компаниям, которым проигрывать конкуренцию японцы не желают принципиально. Поэтому они вполне могут написать требуемое заявление, тем более, что от них пока никто не требует ничего доплачивать. Правда, по всей видимости, будут переоформлены контракты. Если раньше они заключались на поставку газа с Sakhalin Energy, то теперь они будут подписаны с новым юрлицом. «И тут для Японии есть риск: если они не перерегистрируются в новое ООО и перестанут быть акционерами, кто знает, будет ли Россия поставлять газ именно им», — говорит Юшков. При этом эксперт уверен: если японские концерны войдут в новую компанию, то все контракты на поставки переподпишут на выгодных для Страны восходящего солнца условиях.