Эксперты разошлись в оценках, полезны ли такие траты и стоит ли их сохранять Поделиться
На продление льгот по действующим сегодня в России ипотечным программам потребуется примерно 1 трлн рублей в ближайшие три года. В такую сумму расходы госказны до 2026 года оценили в Минфине. Эти траты включают в себя как расходы на продление существующих госпрограмм, так и на сохранение семейной ипотеки и выплат по 450 тыс. рублей на погашение жилищных кредитов семьям при рождении третьего ребенка. Оправданы ли такие траты в условиях дефицита бюджета, «МК» выяснил у экспертов.
Россияне должны иметь возможность улучшать свои жилищные условия, уверены в Минфине. Однако для того, чтобы ипотечные госпрограммы действительно помогали нуждающимся, следует отказаться от их массовости и сосредоточиться на адресной поддержке тех, кому это действительно нужно.
В настоящее время в нашей стране действует несколько ипотечных государственных программ. Самые массовые из них — это льготная ипотека в новостройках под 8% годовых и семейная ипотека. Кроме того, работает и программа выплаты субсидий в размере 450 тыс. рублей на погашение жилищного кредита многодетным семьям, то есть тем, у кого трое детей. Все эти льготы будут действовать до 1 июля. При этом 23 января президент России Владимир Путин пообещал продлить программу субсидирования ипотеки для многодетных семей в размере 450 тыс. рублей, так что она, скорее всего, останется на рынке на более долгий срок.
Помимо перечисленных программ, в нашей стране также существует льготная ипотека для IT-специалистов под 5% годовых, которая действует до конца этого года, дальневосточная ипотека, предоставляющая жилищные кредиты под 2% и работающая до 2030-го, и сельская ипотека, ставки по которой начинаются от 2,7%. Перечисленные три программы власти относят к адресным и споров вокруг них почти нет.
При этом наиболее острые дискуссии в «высоких кабинетах» вызывает льготная ипотека под 8%, которая доступна всем заемщикам. Против ее продления еще в прошлом году выступили сразу два ведомства — Банк России и Минфин, а за сохранение — Минстрой. В ЦБ РФ неоднократно указывали, что льготная ипотека приводит к разгону цен на новостройки, что делает жилье для россиян менее доступным. Со своей стороны замглавы Минстроя Никита Стасишин отмечал, что программы льготной ипотеки позволяют поддерживать спрос на жилье и обеспечивать выполнение показателей жилищного нацпроекта. Кроме того, саму строительную отрасль власти справедливо рассматривают как мотор для экономики: строители дают работу металлургам, производителям стройматериалов, мебели и многим другим. «Примерно каждый 10-й гражданин России работает или связан с данной сферой», — напоминает основатель управляющей компании Smarent Виктор Зубик.
Однако интересы бюджета одним строительством не исчерпываются. «В этом году ставка ЦБ РФ не носит стимулирующий для экономики характер, поэтому хотя и запланирован рост доходов бюджета на 22,3%, но с собиранием налогов может сложиться напряженная ситуация и вопрос экономии будет особенно актуальным», — говорит финансовый аналитик Андрей Верников. Даже по прогнозным расчетам Минфина, дефицит федерального бюджета в 2024 году составит порядка 1,6 трлн рублей. (доходы ожидаются на уровне 35 трлн рублей, а расходы — около 36,6 трлн рублей). Не удивительно, что власти задумываются о том, как эффективнее сэкономить. По словам руководителя Аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости» Олега Репченко, в условиях выросшей ключевой ставки субсидирование стало дорого обходиться бюджету, в том числе и поэтому власти начали сворачивать масштабную льготную ипотеку под 8% для всех: уже увеличили первый взнос, снизили максимальную сумму кредита.
По словам эксперта, льготная ипотека поддержала рынок жилья и экономику в целом в кризисные времена, но, растянувшись на годы, разогнала цены на квартиры и привела к дисбалансу на рынке. Новостройки сегодня продаются почти на 30% дороже, чем вторичка сопоставимого качества, где никаких льгот нет. Выиграли от затянувшегося субсидирования только застройщики, которые смогли резко увеличить свои доходы в последние годы: бюджетные деньги, которые идут на льготную ипотеку, перетекают в их дополнительную прибыль. «Даже банки, выдающие ипотеку на покупку квартир в новостройке, получают на баланс переоцененный залог, который в случае финансовых проблем у заемщика смогут реализовать на вторичке только себе в убыток, что может привести к глобальному банковскому кризису в стране — это главный риск», — уверен Репченко.