«Даже за возврат товара с дефектом можно получить компенсацию» Поделиться
В России насчитывается более 9,5 тысяч законов. Очевидно, что ознакомиться с таким объемом информации под силу далеко не каждому, и, к сожалению, этим пользуются недобросовестные продавцы. Несоответствие стоимости товара на ценнике и в чеке, отсутствие скидок по заявленным акциям, обвес – это уже известные уловки ритейлеров. А как еще магазины обманывают покупателей? Об этом «МК» рассказали эксперты.
Артем Деев, руководитель аналитического департамента AMarkets: «Есть несколько основных способов «сравнительно честного» обмана покупателей в продуктовых магазинах. Во-первых, старый как мир обвес: весы могут быть неправильно установлены, подкручены, с магнитиком и так далее. Во-вторых, упаковка: 0,93 мл молока вместо литра, 950 грамм муки вместо килограмма, да даже приснопамятный «девяток яиц». В-третьих, ценники с подвохом: цена может быть указана не за упаковку (кусок сыра, пачку сосисок и т.д.), а за 100 гр. продукта; стоимость может быть указана меньше, чем на самом деле, потому что продавец «забыл» поменять ценник на актуальный; или же на продукте первого сорта стоит ценник высшего сорта.
Чтобы не попадаться на уловки и сохранить свои деньги, нужно быть внимательным. Проверяйте объем упаковки, уточняйте единицы измерения цены, если сомневаетесь – взвешивайте. Если сомнения остались – откажитесь от покупки. Также полезно составлять список покупок заранее, дома, и впоследствии не покупать товары, которых в списке нет: часто магазины маркетинговыми уловками подталкивают человека к импульсивной покупке».
Анастасия Чумак, соруководитель практики защиты прав инвесторов компании «Интерцессия»: «Покупатель должен понимать, что его интересы защищает Закон о защите прав потребителей. Так что, заходя в магазин, взяв что-то по ценнику со скидкой, а на кассе столкнувшись с тем, что продавец говорит, что такой акции у них нет, вы можете потребовать пробить товар по заявленной стоимости. Вы вместе с продавцом или менеджером магазина должны пройти и зафиксировать тот самый ценник, на который вы рассчитывали. В магазине ценник на товар – это не просто бумажка, а публичная оферта, и магазин не может отказаться продавать товар по указанному ценнику. Если возникает конфликтная ситуация, то вы можете обратиться с жалобой в Роспотребнадзор и в суды общей юрисдикции. Для предоставления доказательств ведите фото/видеофиксацию ценников и фиксируйте озвученную сумму от продавцов, можете сделать фото кассового экрана, на котором отображается стоимость «пробитого» товара.
Что касается обвеса, то крупные ритейлеры либо предоставляют возможность взвесить товар самому потребителю, либо взвешивает товар на кассе. Кассир, как правило, не заинтересован в том, чтобы кого-то обвешивать. С юридической стороны привлечь недобросовестного продавца можно, но для этого вам нужны совершенно исправные весы, свидетель и фиксация разницы взвешиваний продавцом и вами. Можно просто носить с собой ручные весы, показателям которых вы доверяете, если вам принципиален этот момент.
Продавцы в сегменте малого бизнеса часто работают, принимая только наличные или переводы на карту, не выписывая чек. По закону они обязаны чек предоставлять. В случае его отсутствия вы не сможете предъявить претензии к качеству товара, если они у вас будут. Поэтому, принимая такие условия оплаты, вы также принимаете на себя соответствующие риски».
Ильдар Мухаметзянов, юрист онлайн-сервиса юридической помощи: «Казалось бы, на эту тему уже сказано и написано столько, что люди должны быть в курсе всех возможных уловок. Но, к сожалению, это не так. Некоторые ритейлеры продолжают злоупотреблять правом, пользуясь пробелами в знаниях клиентов. Например, продавцы продолжают повторять, что технически сложные товары – это смартфоны, ноутбуки, телевизоры – не подлежат возврату, и вернуть деньги возможно только тогда, когда вещи неисправны. Но есть очень важное исключение: если тот же телефон был приобретен в интернет-магазине, то вернуть его можно в течение одной недели с момента доставки, даже если вам разонравился цвет или вы просто передумали (п.4 ст. 26.1 закона «О защите прав потребителей»). Если же продавец не предоставил вместе с товаром памятку, где указаны правила и порядок возврата и обмена, то 7 дней автоматически продляются до 3 месяцев. Но при этом нужно помнить об обязательных условиях возврата: сохранность товарного вида, заводских бирок и ярлыков, а также производственной упаковки.
Если говорить о возврате товара, то при возврате товара с дефектом покупатель по закону может потребовать возмещения разницы между текущей стоимостью товара и ценой в чеке (п. 4 ст. 24 закона «О защите прав потребителей»). Например, вы купили телефон за 28 тысяч рублей, но через месяц на экране появились полосы. Гарантия еще действует, вы приходите в магазин, там починить устройство не могут, поэтому оформляют возврат 28 тысяч рублей. Но аналогичный телефон теперь стоит на 8 тысяч рублей дороже. А, значит, вы можете потребовать возврат 36 тысяч рублей. Все это сделано для того, чтобы покупатель смог приобрести аналогичный товар (абз. 8 п. 1 ст. 18 закона «О защите прав потребителей»)».