Сага о тарифах Поделиться
В конце 1990-х я, тогда депутат Госдумы от Санкт-Петербурга, пришел к одному из руководителей городского хозяйства, непосредственно отвечавшему за коммунальные тарифы, с просьбой ознакомить меня с расчетами, на основании которых в городе только что существенно повысили платежи населения за «коммуналку». Чиновник удивился и, как мне показалось, даже обиделся, что отвлекаю вопросами не его уровня, и отправил меня к начальнице профильного отдела: «Она всю жизнь этим занимается и все вам объяснит». Но пожилая дама вместо объяснений положила передо мной несколько толстых папок с заявками на повышение тарифов, полученными ее комитетом от поставщиков коммунальных ресурсов, — мол, разбирайся сам, если тебе нужно.
Сразу увидел, что новые тарифы точно повторяют заявки поставщиков. Стал читать обоснования, появились вопросы, но дама разом пресекла мои потуги: в отделе мало сотрудников, все перегружены, разбираться в этих бумагах некому. Да и ни к чему — ведь их готовили специалисты компаний, люди опытные.
И хотя с тех пор в тарифном регулировании коммунальных услуг многое изменилось к лучшему, к решениям в этой области я все еще отношусь с изрядным скепсисом.
Что, на мой взгляд, стало лучше? В 2014 году в хаосе регионального и муниципального тарифотворчества правительство навело относительный порядок. Было решено, что индексация коммунальных тарифов должна проводиться во всей стране один раз в год, с 1 июля, на уровне не выше максимальной величины, ежегодно утверждаемой Правительством России для всех регионов на основе прогноза Минэкономразвития на ближайшие три года.
Согласно предпоследнему такому прогнозу от апреля 2021 года, «индекс изменения платы граждан за коммунальные услуги в целом в 2022–2024 годах в среднем по России не превысит 4,0%, что соответствует целевой инфляции». На таком уровне и устанавливались пределы роста тарифов в регионах с 1 июля в прошлом и нынешнем годах. Однако два месяца назад Минэк, сославшись на существенное ускорение инфляции в этом году, предложил регионам пересмотреть тарифы, исходя из максимально допустимого повышения с 1 декабря платежей населения за все коммунальные услуги на 9 процентов.
Решения на этот счет руководители субъектов Федерации уже приняли. Так, в Москве утвердили максимально возможный индекс — 9%, что можно объяснить и оправдать отказом столицы от индексации тарифов пять месяцев назад, когда это сделали все другие регионы. Но те же 9% утвердил губернатор Вологодской области, у которого нет такого оправдания. В других субъектах, данные которых я увидел в ГИС ЖКХ, предельные индексы намного ниже — от 4% в Красноярском крае до 6,8% в Краснодарском. В Санкт-Петербурге — субъекте, наиболее близком к Москве по всем существенным для коммунальной сферы показателям, — подготовлен проект решения об индексации на 8,5%, при том что с 1 июля тарифы уже были проиндексированы на 3,3%. А в Ленинградской области его установили существенно ниже — 5,4%. Вас этот разброс не удивляет? Меня удивил и заставил «углубиться в тему».
Найти необходимую для этого надежную информацию оказалось делом весьма непростым — прямых ответов на самые простые вопросы в публичном доступе нет. И это серьезная общественная проблема, потому что коммунальные платежи непрерывно растут и уже превышают 8% всех потребительских расходов среднего домохозяйства. А основные поставщики этих услуг — монополии, так что конкуренция тут потребителя не защитит, вся надежда на органы власти. Но если граждане не в состоянии оценить обоснованность повышения тарифов, они не смогут и повлиять на их принятие. Так что решения будут неизбежно приниматься в пользу получателей наших платежей, которые, в отличие от потребителей, в состоянии на них повлиять.
Начну с самых простых вопросов. Сколько в среднем платят сейчас за «коммуналку» жители страны, региона, муниципального образования? И за какие объемы потребления коммунальных услуг они платят? Ответы мне помогла найти статья Артема Иволгина из НИУ ВШЭ, который по данным Росстата и Минстроя рассчитал стоимость жилищных и коммунальных услуг на июль этого года для семьи из трех человек без льгот по их оплате, живущей в собственной 52-метровой квартире, в 93 крупнейших городах России. Как и следовало ожидать, этот показатель снижается с севера на юг, от максимального в Нарьян-Маре до минимального в Махачкале — ведь в южных регионах намного меньше, чем на севере, расходы на отопление, подогрев воды, освещение.
Сравнил коммунальные тарифы в Москве и Санкт-Петербурге — разница очень заметная. Например, в ноябре в Москве цена для населения кубометра воды холодной — 46 руб., горячей — 223 руб., а в Санкт-Петербурге, соответственно, 34 и 117 руб., гигакалории тепловой энергии на отопление — 2654 и 1948 руб., киловатт-часа электроэнергии — от 6,15 до 6,28 руб. в Москве и от 3,92 до 5,23 руб. в Санкт-Петербурге.
Но еще удивительнее различие между двумя городами, предельно близкими по климатическим условиям, по нормативам потребления коммунальных ресурсов. В Москве и Санкт-Петербурге нормативы потребления на человека в месяц холодной воды, соответственно, 6,935 и 4,9 кубометра, горячей воды — 4,745 и 3,48 кубометра, водоотведения — 11,68 и 8,38 кубометра.
В Петербурге норматив потребления электроэнергии, по информации Комитета по тарифам, составляет 63 киловатт-часа на человека в месяц. Пока он такой, но с 1 декабря должен вырасти до 73 киловатт-часов, то есть примерно на 16%. А вот петербургскому нормативу по отоплению, который уже сейчас на 30% выше, чем в Москве, с 1 декабря, похоже, предстоит вырасти еще на треть.
Несмотря на разнонаправленность описанных различий, средний москвич по факту платит за отопление почти на треть больше петербуржца, а его платежи за воду и за электричество в полтора раза больше. Я не вижу этому иного объяснения, кроме различий в средних доходах жителей этих городов: с тех, кто богаче, и взять можно больше. А что касается москвичей с достатком существенно ниже среднего, их Москва защищает жилищными субсидиями, право на которые получают все, чьи счета за жилищные и коммунальные услуги превышают 10% дохода домохозяйства. А у жителя Санкт-Петербурга такое право появляется, когда эта доля превысит 14%, в подавляющем большинстве других регионов — 22%.
Так сколько же все-таки платит за «коммуналку» средняя российская семья? Ответ помог найти релиз Минэкономразвития, согласно которому в результате 9-процентной индексации суммарный платеж средней российской семьи из трех человек за все коммунальные услуги в декабре по сравнению с ноябрем вырастет на 324 руб. Из этого можно подсчитать средний ноябрьский платеж такой семьи — 3600 руб., то есть 1200 руб. на человека в месяц.
Но в Санкт-Петербурге, например, комитет по тарифам недавно сообщил, что средний горожанин после индексации с 1 декабря на 8,5% должен будет платить за «коммуналку» 3001 руб. в месяц, и это значит, что за ноябрь он заплатит 2766 руб. — в два с четвертью раза больше среднего россиянина. Это не кажется правдоподобным, тем более что если разделить заявленную тем же комитетом по тарифам сумму сбора платежей граждан за «коммуналку» за последние месяцы на число жителей города, получится среднемесячный платеж 1840 руб. на человека — в полтора раза больше среднего по стране, и это уже намного более реально. Если же верна первая оценка, это свидетельствовало бы об огромных масштабах неплатежей населения, закладываемых в тарифы, о которых мы мало что знаем.
Пишу об этом, чтобы убедить в явно недостаточной прозрачности оценок и обоснованности решений, прямо затрагивающих наше финансовое благополучие. Мог бы назвать и иные странности в обоснованиях тарифов на коммунальные, жилищные, транспортные и иные регулируемые государством услуги, объяснения которым не смог получить у специалистов. Да их уже почти и не осталось вне ведомств и их придворных институтов, чью экспертизу невозможно считать независимой. Увы, потоки общественной активности в этой сфере, очень заметные в 1990-х и начале 2000-х, без обратной связи с теми, кто принимает решения, иссякли. Люди потеряли веру, что от них может что-то зависеть даже в вопросах о расходовании их личных денег, а следом они теряют интерес к таким решениям властей, и это плохой знак.
Однако в решениях о предстоящей индексации тарифов, как федеральном, так и региональных, есть один важный положительный момент, на который хочу обратить внимание потребителей. Из них следует, что, если в ваших квитанциях за ближайший декабрь или за следующие месяцы по июнь 2024 года сумма платежей за коммунальные услуги превысит сумму в ваших ноябрьских квитанциях более чем на величину предельного индекса для вашего региона или муниципального образования, это следует считать нарушением законодательства, и платить превышающую этот индекс сумму вы не обязаны. Тем, кто обнаружит в своих квитанциях такое нарушение, советую обращаться в территориальные органы Роспотребнадзора или общественные объединения потребителей: они могут защитить ваши права перед исполнителями услуг, в том числе путем обращения в суды.