«К концу лета ситуация разрулится, просто заказчикам интернет-магазинов придётся ждать товар дольше обычного» Поделиться
Китайские авиационные власти закрыли воздушное пространство для самолетов Boeing и Airbus российских авиакомпаний. Почему это произошло, объясняет исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег ПАНТЕЛЕЕВ.
— Поясните, пожалуйста, нашим читателям, в чем проблема? Почему Китай закрыл небо для наших самолетов?
— Речь идет только о воздушных судах с двойной регистрацией. Сейчас поступают заявления по крайней мере от двух российских авиакомпаний о том, что они получили отказ от КНР на запрос на выполнение полета.
— Как вообще возникла эта ситуация с двойной регистрацией?
— Некоторое время назад в рамках противодействия антироссийским санкциям наше правительство приняло решение о регистрации этих судов в государственном регистре воздушных судов РФ. Но проблема в том, что эти процедуры не сопровождались дерегистрацией из зарубежных регистров, в частности, бермудских авиационных властей или ирландских.
— Почему потребовалась перерегистрация судов?
— Потому что бермудские авиационные власти отозвали разрешительные документы на полеты для наших самолетов. Они сослались на то, что не могут из-за введенных санкционных ограничений контролировать состояние наших воздушных судов. В такой ситуации единственной возможностью продолжить эксплуатацию самолетов стала их перерегистрация в Российской Федерации. В результате российские авиационные власти взяли на себя ответственность и надзор за летной годностью самолетов. Но формально такая двойная регистрация означает, что за летной годностью воздушных судов должны присматривать обе стороны. И не понятно, кто же фактически несёт ответственность.
— И что теперь делать?
— По-видимому, предстоят переговоры между авиационными властями России и КНР, чтобы расставить все точки над «i». Решить этот вопрос возможно только переговорным путем. Но сейчас можно констатировать несколько фактов: первое – речь идет только о грузовых перевозках. Второе – хотя некоторые авиакомпании не могут использовать отдельные суда, говорить о том, что все пропало, не приходится.
После пандемии объем грузовых перевозок сильно скорректировался. Тот огромный поток грузов, который шел к нам из Китая с масками, лекарствами и другими товарами, сейчас почти иссяк. Опять же грузы, которые перевозили российские авиакомпании из Китая в Европу, тоже сейчас отпали из-за санкций. Кроме того, сейчас идет второй квартал года – это не пиковый сезон для грузоперевозок, а к четвертому кварталу, когда будет пик, думаю, нашим странам удастся решить все юридические проблемы.
— Некоторые СМИ пишут, что могут пострадать почтовые перевозки.
— В распоряжении «Почты России» есть самолеты российского производства. То же самое касается других грузов, например, если нужно будет доставить груз с медикаментами, то задействуют наши воздушные суда. То есть говорить о том, что будут серьезные проблемы с доставкой по-настоящему важными грузами, не приходится.
— На ком тогда отразятся эти проблемы?
— Наверное, какое-то количество заказчиков интернет-магазинов столкнется с тем, что их посылка будет идти дольше.