«Откуда взять 270 миллиардов рублей?» Поделиться
В Госдуму в очередной раз хотят внести законопроект о повышении стипендии студентам вузов до уровня не ниже МРОТ. Для этого предполагается внесение изменений в ФЗ «Об образовании в РФ». С тем, что действующая ежемесячная госвыплата учащимся российских вузов смехотворна и вынуждает многих из них совмещать учебу в вузе и работу (часто не по изучаемой специальности), не поспоришь. Но насколько реальна эта инициатива в нынешних непростых для страны условиях и при том, что бюджет уже утвержден? «МК» задал этот и другие вопросы авторитетному экономисту Георгию Остапковичу.
В своей «свежей» пояснительной записке к законопроекту о повышении стипендии студентам депутаты ЛДПР напомнили, что в советское время ее размер в ведущих вузах был сопоставим с минимальной зарплатой.
А сейчас даже поверить сложно, что эта сумма составляет всего 1825 рублей в месяц.
«Столь ничтожно низкие размеры государственных стипендий не могут поддерживать освоение студентами образовательных программ, – говорится в сопроводительном документе. – На такую стипендию невозможно прожить, поэтому согласно данным Высшей школы экономики, более половины студентов так или иначе совмещает учебу и работу». При этом, как подчеркнули депутаты, «совмещать учебу и работу получается далеко не у всех, и слишком часто выбор делается не в пользу занятий».
В ЛДПР считают, что одной из причин ситуации в сфере образования является крайне низкое финансирование. Поэтому они вышли с инициативой поднять стипендии для студентов очных отделений почти в 10 раз, то есть, до уровня МРОТ, а это 16242 руб. Многие эксперты считают, что вряд ли данный законопроект примут к обсуждению.
«Два года про это думаю, после того, как дочь уехала в другой город учиться, – поделилась мама одной студентки. – Прожить на такую стипендию можно разве что два дня. Наконец-то, и до них это дошло!». Кстати, как обнаружил «МК», ЛДПР еще в январе этого года информировала общественность о подготовке такого законопроекта. Но и тогда, и сейчас законопроект не прошел финансовую экспертизу правительства.
Известный экономист, директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович высказался на тот счет, что для реализации этой действительно очень важной для нашего образования меры сейчас не самое подходящее время.
– Начать с того, что, конечно, сегодня это ключевая позиция – экономика знаний, – объясняет Георгий Остапкович. – Дело в том, что мы, наша страна находится в определенной изоляции от поставок технологической продукции. То есть, нам нужно делать это или своими руками, или находить логистику в азиатском (восточном) направлении. Нам нужно постепенно переходить на самостоятельный «полет». А для этого нам нужно поднять образование, прежде всего, технологическое.
– И ведь стипендия напрямую влияет на качество образования и уровень знаний, которыми овладевает студент?
– Конечно, это же стимул! Сейчас многие студенты, чтобы поддержать свои, скажем так, жизненные стандарты, вынуждены работать. Причем, очень часто не по своей основной специальности, а работать, чтобы зарабатывать.
Главная задача студента – это получать знания, прослушивать различные курсы и тому подобное. А отвлечение на какую-то «потустороннюю» работу идет в ущерб знаниям.
Поэтому, безусловно, я обеими руками «за» повышение стипендии. Но это давнишняя идея, она не в первый раз «всплывает». Те 1800 или 2000 руб., которые платят студентам, это «смех в зале». Если у тебя нет каких-то семейных трансфертов, ты просто физически не можешь заниматься учебой. Даже если ты будешь с талантом Ломоносова, ты не сможешь просто учиться и жить на стипендию около 2000 руб.
Но проблема в том, что повышение стипендии учащимся вузов до уровня МРОТ не вписывается в наш сегодняшний бюджет.
Если прикинуть цифры, то ориентировочно у нас где-то четыре миллиона студентов, даже чуть больше. Но это студенты всех форм – и очники, и заочники, и бюджетники, и коммерческие, и бакалавры (пока), и магистры. Если говорить о повышении стипендии, то, в первую очередь, надо повышать студентам, которые учатся на бюджете. Таких, условно, полтора миллиона. И вот такому количеству они предлагают давать по МРОТ в месяц (16000 руб. с небольшим). Если округлить (вычесть уже ту сумму, которая есть, – 1800 руб.), то нужно найти 15000 руб. в месяц на студента. 15000 руб. умножаем на 12, получаем 180 тыс. руб. в год на учащегося. Если взять полтора миллиона студентов, то получится 270 млрд. руб. – годовые затраты. У нас в бюджете столько суммарно стоят культура, кинематография, физкультура и спорт. Где вы сейчас в условиях дефицита бюджета найдете такие деньги? Это просто нереально. Бюджет утвержден и на этот год, и на ближайшие два года…
– Вы видите какие-то альтернативные пути?
– То, что нужно повышать стипендию – это однозначно, но я бы предложил какие-то другие маневры. Например, в экономически развитых странах принято давать субсидированный кредит на образование. То есть, человек получает кредит на обучение. Потом, после обучения, в течение пяти или 10 лет, когда он уже получит образование, он будет «отбивать» этот кредит со своей заработной платы, когда устроится на работу.
А сейчас, что получается? Предположим, повысят стипендию. Но студент может учиться из рук вон плохо, и через два года вообще все это бросить. А два года он будет сидеть на этих 16 тыс. руб. и, как говорится, «курить бамбук». Это же тоже не путь к победе… Нужно искать варианты: субсидированные кредиты, часть которых государство может брать потом на себя, участие в каких-то работах в конкретных институтах по своей специальности в вузе (а не так, чтобы студент технической специальности шел в курьеры или грузчики). С другой стороны, может быть, было бы вернее не МРОТ сразу брать, а увеличить для начала хотя бы в три раза. Нагрузка на бюджет будет в этом случае значительно меньше.
Что касается данного законопроекта, то, интересно, какая реакция была на него в Минфине и была ли уже? Откуда взять эти 270 млрд. руб.? Давайте выйдем на экономический рост и экономическое развитие, и тогда уже поставим первую задачу – это повышение стипендий. Это правильная идея, потому что сегодня должна работать экономика знаний, а экономику знаний поднимают преподаватели и студенты. Они сегодня должны стоять во главе угла с точки зрения импортозамещения, особенно технологической продукции.