Покупать спиртное сможет лишь ограниченный круг иностранцев Поделиться
В славящейся строгостью нравов и религиозных правил Саудовской Аравии разрешат торговать спиртными напитками. Правда, магазин будет открыт только для дипломатов-немусульман, но некоторые опасаются, что это первый шаг к более широкой доступности алкоголя в “королевстве трезвенников”.
Новость о том, что Саудовская Аравия разрешит открыть первый в стране магазин алкогольной продукции, заставляет как подданных ваххабитского королевства, так и иностранцев задуматься над одним вопросом: является ли это незначительным изменением политики или серьезным потрясением?
Как отмечает The Guardian, источники, знакомые с подготовкой к открытию магазина, раскрыли детали плана в среду, когда был распространен документ, указывающий на то, насколько тщательно лидеры трезвеннического королевства Персидского залива будут управлять его деятельностью.
Расположенный в дипломатическом квартале саудовской столицы, магазин будет доступен только дипломатам-немусульманам, а это означает, что для подавляющего большинства из 32 миллионов жителей Саудовской Аравии пока ничего не изменится.
Кроме того, будут введены квоты на покупку выпивки. Доступ в магазин будет ограничен для тех, кто зарегистрируется через особое приложение. И покупателей попросят хранить свои телефоны в “специальной сумке для мобильных устройств”, пока они выбирают пиво, вино и спиртные напитки.
Тем не менее, некоторые жители Эр-Рияда сообщили агентству AFP, что рассматривают это событие как первый шаг к более широкой доступности алкоголя, что стало бы резким отходом от общенационального сухого закона, действующего с 1952 года.
“Эта страна продолжает удивлять нас, — сказал ливанский бизнесмен, обедавший в среду вечером во французском ресторане LPM в Эр-Рияде, известном своим обширным ассортиментом безалкогольных вин и коктейлей, смешиваемых за 18-метровой (60 футов) барной стойкой с мраморной столешницей. – Это страна, которая развивается, которая растет и которая привлекает много талантов и много инвестиций. Так что да, конечно, будет гораздо больше”.
Тем не менее, как и другие посетители LPM, бизнесмен отказался назвать свое имя, подчеркнув деликатность всего, что связано с алкоголем, который запрещен в исламе, в стране, где находятся мусульманские святые места Мекка и Медина.
За другим столиком, заказывая тирамису с фундуком, двое мужчин из Саудовской Аравии в возрасте около 30 лет сказали, что они обеспокоены тем, что продажа алкоголя будет означать для идентичности королевства.
“Дело не в том, кто мы такие, — сказал один из мужчин. – Дело не в том, что у меня есть какое-то осуждение по отношению к людям, которые пьют. Нет, абсолютно нет. Но наличие чего-то, что существует, влияет на культуру и сообщество”.
Он добавил: “Допустим, если у меня есть младший брат или сестра, если алкоголь распространен, есть вероятность, что он станет алкоголиком”.
Его друг вмешался, сказав, что он предпочел бы, чтобы люди продолжали ездить за границу пить, как многие делают в настоящее время.
“Просто страшно, что они разрешают ввозить такие вещи [в страну]. Любой человек, который хочет попробовать алкоголь, находится буквально в часе полета на самолете, — сказал он. – Сюда путешествуют все. Это легко доступно. Но что я хочу сказать, так это то, что в этой юрисдикции я не рад, что это разрешено”.
В рамках своей программы реформ «Видение 2030» фактический правитель Саудовской Аравии, наследный принц Мухаммед бен Салман, пытается превратить крупнейшего в мире экспортера сырой нефти в деловой, спортивный и туристический центр, который может процветать в возможную постнефтяную эпоху.
Это требует привлечения большего числа иностранцев, и разрешение употребления алкоголя “поэтапно” могло бы сыграть в этом определенную роль, считает Кристин Диван из Института арабских государств Персидского залива в Вашингтоне.
“Это еще один шаг к нормализации правительственных санкций на алкоголь в определенных условиях”, — комментирует она.
Правительственный центр международных коммуникаций заявил в среду, что целью новой политики является “противодействие незаконной торговле алкогольными товарами и продукцией, получаемой дипломатическими представительствами”.
Это была очевидная ссылка на процветающий местный скрытый рынок, где бутылки виски часто продаются за сотни долларов, утверждает The Guardian.
Подача новостей таким образом “вероятно, направлена на то, чтобы послать тонкий сигнал о том, что перемены, возможно, уже в пути, но что процесс будет постепенным и жестко контролируемым”, — отмечает Кристиан Ульрихсен, научный сотрудник по Ближнему Востоку Института государственной политики Бейкера при Университете Райса.
Со своей стороны, инсайдеры ресторанной индустрии не уверены, повлияет ли это на бизнес в ближайшей перспективе.
“Для индустрии продуктов питания и напитков это не окажет прямого влияния”, — сказал один менеджер, хотя и добавил, что если это изменит восприятие Саудовской Аравии внешним миром, “это может привлечь внимание к королевству”, что означает увеличение числа клиентов.
Если доступ к алкоголю в Саудовской Аравии в конечном итоге расширится за пределы того, что описывали источники в среду, больше всего потеряют продавцы моктейлей и других безалкогольных напитков, которые становятся все более модными.
“Для меня это нехорошо. Я потеряю свой бизнес, — со смехом сказал Эванс Кахинди, бренд-менеджер Blended by Lyre’s, компании по производству безалкогольных напитков. – Всегда ходили слухи о том, что здесь продается настоящий алкоголь … Но, честно говоря, это дело правительства, мы пока не знаем, и я не могу ни о чем спекулировать”.