В России решили отказаться от бумажных счетов за коммунальные услуги

0
21

Названы риски от данной инициативы: возможны расходы при обращении в суды Поделиться

Законопроект, в котором предлагается изменить форму отправки уведомлений по счетам за услуги ЖКХ с бумажной на электронную, был одобрен Комиссией Госдумы по обеспечению жилищных прав граждан. Альтернативный вариант направления платежек в электронном виде возможен при наличии заявлений собственников. О том, кому выгоден этот документ и чем рискуют россияне при его реализации, «МК» рассказали эксперты.

В России решили отказаться от бумажных счетов за коммунальные услуги

В Госдуме предложили внести поправки в Жилищный кодекс с тем, чтобы информировать россиян об оплате за коммунальные услуги и капремонт в электронной форме, а не в привычной бумажной. Документ уже одобрил профильный комитет по строительству и ЖКХ. Это означает, что принятие документа не за горами.

Однако независимые эксперты разошлись во мнениях о том, каким будет эффект от реализации данного предложения. «Это очень правильная инициатива, так как собственник сможет сам выбирать в каком виде ему получать платежный документ, — считает старший управляющий партнер юридической компании PG Partners Полина Гусятникова. — Предложение доставлять платежки в электронном виде вовсе не отменяет того, что может существовать бумажная версия. Поэтому перейти на электронный вариант смогут только те, кто этого хочет и напишет соответствующее заявление». Для тех, кто не может или не желает принимать квитанции в электронном виде и оплачивать их, платежки останутся бумажными. Поэтому, уверена юрист, данное решение не несет вообще никаких рисков для граждан, а, напротив, позволит оптимизировать документооборот и сэкономить ресурсы из-за сокращения количества бумажных бланков. 

Как напомнил эксперт проекта «Народный фронт. Аналитика» Павел Склянчук, это не первая попытка властей перейти на электронные квитанции так, чтобы можно было выставлять их через платформу ГИС ЖКХ. Однако пока, по его мнению, ни граждане не созрели до такого шага с точки зрения их цифровой культуры, ни сами компании, которые не настолько продвинуты, чтобы выставлять все счета и принимать все оплаты электронным образом. «Я бы выделили три категории россиян, которым очень нужны электронные квитанции: во-первых, это граждане, которые не проживают в своей собственности, а находятся за городом, в другом регионе или даже стране, — отметил эксперт. —  Для них этот сервис очень удобный. Во-вторых, это экологические активисты, которые призывают экономить бумагу и бережно относится к деревьям. Третья группа — это молодые собственники жилья, которые пользуются любыми цифровыми сервисами и готовы использовать такие же возможности при оплате счетов за ЖКХ». Однако с точки зрения остальных потребителей бумажные квитанции являются более традиционным способом получения информации и более безопасным с точки зрения неправомерных начислений. Сегодня если собственник видит, что ему произошли сомнительные или ошибочные начисления, то он берет архив квитанций, чеки об их оплате и отправляется в суд. Мировой судья принимает это в качестве вещественных доказательств и выносит решение в пользу гражданина. Если же гражданин будет пользоваться электронным способом выставления документов, то ему придется нотариально заверять распечатки из личного кабинета, предупредил Склянчук. 

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  В Москве подскочил спрос на смарт-офисы

«Я негативно отношусь к подобным инициативам — это вульгарное понимание цифровизации, когда её пытаются засунуть везде, где можно, — вступает в полемику председатель Жилищного союза, член комитета по ЖКХ ТПП РФ, юрист Константин Крохин. — В данном предложении легко увидеть и определенный материальный интерес. У тех, кто предлагает данный проект, интерес в том, чтобы сократить издержки, ликвидировав обязанность предоставлять платежки в бумажном виде, хотя сейчас она гарантирована Жилищным кодексом». Однако желаемого удобства для всех достичь не получится. Несмотря на то, что у нас в стране интернет существует уже 30 лет, его проникновение в определенные слои населения — например, среди пенсионеров, пожилых людей, людей предпенсионного возраста и всех, кто по разным причинам не «на ты» с технологиями — оставляет желать лучшего. По статистике, вовлеченность граждан в использование ГИС ЖКХ составляет менее 3%. Можно сказать, что еще до 10% пользователей смогут спокойно освоить данную технологию. А большая часть будет испытывать затруднения, раздражение и прочие негативные эмоции. В итоге предлагаемое нововведение может привести к росту напряженности в обществе, к увеличению задолженности, к ощущению, что граждан опять втягивают в какую-то авантюру, уверен эксперт.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь