Превентивные меры, как всегда, коснутся кошельков курильщиков Поделиться
Для России по-прежнему актуальна тема нелегальной табачной продукции. В 2022 году ущерб бюджету от незаконного оборота сигарет составил 81,5 млрд рублей. И такие потери происходят ежегодно. Логично, власти ведут активную борьбу с контрафактом. Например, сейчас Минздрав поддержал увеличение на 30% акцизов на сигареты дороже 200 рублей. Ранее Минфин предложил изымать или вовсе уничтожать нелегальный табак. Но смогут ли принятые меры привести к сокращению доли «левых» папирос на рынке? Эксперты рынка расходятся во мнении. Одни считают, что подорожание вредного продукта приведет к сокращению потребления. Другие убеждены, что повышение акциза спровоцирует новую волну контрафакта.
Правительство собирается повысить на 30% ставку акциза на сигареты стоимостью от 200 рублей за пачку. Деньги нужны, чтобы найти средства на выполнение поручений президента в сфере здравоохранения. Между тем сейчас в России средняя стоимость пачки сигарет составляет 163 руб. При этом минимальная цена с 1 марта 2023 года и до конца года — 119 руб. за пачку. Премиальный сегмент начинается от 200 руб. Эксперты полагают, что повышение акциза на 30% приведет к подорожанию минимум в 20 руб. за пачку, или на 10%.
Россия ведет эффективную работу против потребления табака, но в двух направлениях есть большие провалы, рассказывает председатель Российской ассоциации общественного здоровья, профессор Первого МГМУ им. И.М.Сеченова Андрей Демин.
«Первое — это низкие цены и акцизы. Второе направление — это лечение зависимых людей. Тут мы очень сильно отстаем от многих других государств. Сегодня уже треть населения планеты имеет доступ к службам помощи в отказе от курения. В России такого пока нет», — отмечает он.
Если говорить о повышении акцизов и цен, то, по мнению эксперта, на сегодняшний день это, наверное, самая эффективная мера борьбы за общественное здоровье. Получается ситуация Win-Win («выиграть–выиграть»), когда и бюджет страны наполняется, и здоровье населения защищается. Особенно это касается категорий граждан с низкими доходами — как правило, здоровье у них хуже — и детей.
«Все крики табачных компаний о разорении, об увеличении контрабандного товара на рынке из-за роста акцизов сплошная ложь. Их интересы не страдают, несмотря на повышение цен. Дело в том, что себестоимость их продукции крайне низкая. Совсем недавно выяснилось, что коробка сигарет (50 пачек), отгружаемая с фабрики, стоит $1. Это очень дешево. Производство у них безотходное. При изготовлении они используют пыль, искусственный табак, они манипулируют содержанием никотина. Поэтому их деятельность продолжает приносить большую прибыль», — заключает Демин.
Между тем частный инвестор, финансовый аналитик Федор Сидоров, убежден, что текущие меры госрегулирования табачного рынка совершенно неэффективные.
Собеседник «МК» отметил, что стоимость пачки сигарет для потребителя не отличается — будь то легальная продукция или контрафакт. А вот их себестоимость может различаться в разы. По словам Сидорова, чаще всего для производства «левых» сигарет используется некачественное сырье — табак и ароматизаторы неизвестного происхождения, с непонятными условиями хранения и сроком годности.
«Все дело именно в высоком акцизе. Ставка на сигареты и папиросы с 1 марта этого года составляет 2603 рубля за тысячу штук плюс 16% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены (не менее 3536 рублей за тысячу штук). То есть чем выше акциз, тем больше смысла в подделке продукции, поскольку, продавая ее по той же цене, что и легальную, можно иметь большую прибыль. И в этом смысле я считаю меры госрегулирования совершенно неэффективными. Более того, предложенное Минздравом увеличение на 30% акциза на сигареты может спровоцировать новую волну контрафакта, — подчеркивает он и продолжает: — Вот уголовные сроки и уничтожение контрафакта — вполне действенные меры. Плюс нужно усилить контроль за мелкой розницей. «Левая» сигаретная продукция редко попадает в сетевые магазины. Чаще она оказывается на полках небольших торговых точек шаговой доступности, на несетевых АЗС на трассах и так далее».