Покупатели машин забыли о «тихом» сезоне Поделиться
Итоги января удивили участников национального рынка автозаймов: российские банки выдали гражданам на покупку автомобилей более 130,6 млрд рублей, что стало историческим рекордом для первого месяца года. С чем связан необычный бум в автосалонах и куда в первом полугодии пойдут ставки по автоссудам, решил узнать «МК».
«В январе 2024 г. объем выдачи автозаймов существенно вырос — на 35% год к году. В количественном выражении более половины автокредитов приходилось на рынок подержанных автомобилей, но в денежном объеме лидирует рынок новых машин», — сообщил «МК» начальник управления макроэкономического анализа Совкомбанка Никита Кулагин.
Непривычная активность заемщиков на рынке автокредитования в начале года несколько озадачила аналитиков. Ведь по традиции январь является «тихим» периодом. «Часть заемщиков, планировавших купить машину, реализовали сделки в ушедшем году. Другие предпочитают приступить к поискам нужного авто ближе к февралю, когда завершились длинные выходные и наладился привычный рабочий режим. Январь же 2024 года стал для сегмента неординарным», — отметил вице-президент ВТБ Владимир Высоцкий.
По его оценке, в течение второго месяца зимы российские банки выдали физлицам на покупку автомобилей более 130,6 млрд руб. Этот результат на 75% превысил итоги за аналогичный период 2023 года и стал рекордным для первого месяца года. «Высокую активность заемщиков стимулировали сезонные акции и скидки, которые в этом году оказались привлекательнее, чем обычно», — пояснил Высоцкий.
«Банкет», который устроили после рождественских каникул покупатели автомашин в кредит, стал, по сути, продолжением большой предновогодней «вечеринки». По данным «Автостата», в минувшем декабре россияне потратили на покупку новых машин рекордные 385 млрд руб. Две трети всех денег пришлось на китайские марки. В целом на массовые модели у россиян ушло примерно в 8 раз больше денег, чем на премиальные.
Средняя сумма автокредита в 2023 г. увеличилась ощутимо, на 40%, и составила 1,64 млн руб., в т.ч. 1,95 млн руб. (+34%) на новую машину и 1,48 млн руб. (+45%) — на автомобиль с пробегом. При этом средний чек автокредита на отечественный автомобиль составил в 2023 году, по статистике «Открытие Авто», 935 тыс. руб., на китайский — 2,2 млн руб., на корейский — 2,6 млн руб., на японский — 3,4 млн руб., на европейские бренды — 3,8 млн руб. Средний срок автокредита вырос за прошлый год с 70 до 74 месяцев. Чаще всего автоссуды брали жители Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодарского края, Татарии и Челябинской области. В большинстве регионов на каждый выданный автозайм на покупку новой машины приходилось в среднем два автокредита на покупку авто с пробегом.
Аналитики зафиксировали еще один тренд — растущую популярность цифровых каналов продаж. «Все больше автокредитов в последнее время выдается банками в режиме онлайн. Этот технологичный и удобный способ кредитования представляется привлекательным прежде всего для более молодых заемщиков. Они также являются активными участниками государственных программ льготного автокредитования, условия которых существенно привлекательнее рыночных», — объяснил директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.
Не секрет, что в текущих условиях обновление автопарка физлиц сдерживает высокая стоимость автомобилей. Многие новые машины стоят очень дорого. Не все россияне могут себе позволить покупку за собственные деньги. И тут как нельзя кстати пришлась поддержка государства. Напомним, что в конце прошлого года правительство решило продлить и расширить трехлетнюю программу льготного автокредитования (до 65 млрд руб.), что, по оценке Минпромторга, позволит реализовать более 330 тыс. новых отечественных автомобилей, и льготного лизинга (до 31 млрд руб.).
«В 2024 году плановый объем финансирования льготных автокредитов (17,3 млрд руб. — «МК») позволит поддержать спрос покупателей как минимум на первое полугодие», — сообщил «МК» начальник управления продуктовой политики «Росбанк Авто» Алексей Бессонов. По его мнению, основным сдерживающим фактором, влияющим на продажи автозаймов, является высокая ключевая ставка Банка России.
«Ужесточение денежно-кредитной политики ЦБ привело к росту средневзвешенных ставок по автокредитам с 14% в первой половине 2023-го до более чем 18% в январе 2024 г.», — отметил начальник управления макроэкономического анализа Совкомбанка Никита Кулагин. Однако, с его слов, важно разделять первичные и вторичные сегменты авторынка. У большинства автопроизводителей существуют субсидии для дилеров по кредитам на новые автомобили. С ростом «ключа» может увеличиться и размер субсидии, поэтому влияние жесткого курса ЦБ на стоимость кредита немного смягчается. Автопроизводители в таком случае жертвуют частью своей маржи. «В автокредитах на подержанные автомобили все проще. Здесь процентные ставки двигаются вместе с ключевой ставкой», — считает Кулагин. По его словам, некоторые российские автодилеры стали предлагать субсидирование ставки и по таким кредитам, но их масштаб пока крайне мал (меньше 1% от всех выдач).
«Рост ставок по автоссудам привел к замедлению выдач автокредитов и в целом продаж автомобилей. Как результат, на складах дистрибьюторов и дилеров накапливаются нереализованные машины», — отметил управляющий директор Экспобанка Дмитрий Маслов. В ближайшее время, по его мнению, это может привести к снижению цен на автомобили. «Ситуация на рынке автокредитования во многом будет зависеть от решения ЦБ в середине февраля. Ставки пойдут вслед за изменением ключевой», — уверен эксперт. По его прогнозу, регулятор начнет снижать «ключ» только во втором полугодии 2024 года.
Алексей Бессонов не ожидает в ближайшие два-три месяца резких послаблений ЦБ и изменения ставок. В то же время уже сейчас на рынке автокредитования есть привлекательные условия от автопроизводителей, субсидирующих свои кредитные программы, стоимость которых может быть ниже ключевой ставки ЦБ.
«В первом квартале 2024 года ставки с высокой вероятностью сохранятся, что будет несколько сдерживать темпы роста новых выдач», — полагает директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Ксения Якушкина. По ее мнению, помимо ожидаемого снижения ключевой ставки на динамику рынка будет также влиять продолжающееся увеличение объема предложения легковых автомобилей, а также рост доверия населения к ранее неизвестным брендам.