Мир ждет новый и самый опасный виток углеводородной войны Поделиться
В этом году коллективный Запад и Россия только и делали, что предупреждали друг друга не переходить так называемые красные линии. Их оказалось с избытком. Однако на геополитической картине выделяется еще одна жирная красная линия, которая будет прочерчена перед нами 5 декабря.
Брюссель нанесет по российскому ТЭКу двойной удар. Первый — в силу вступит запрет на поставки российской сырой нефти в ЕС морским путем. По оценке Международного энергетического агентства (МЭА), Евросоюз откажется от импорта нефти в 1,5 млн баррелей в сутки.
Но на этом санкции не остановятся. Канцлер Германии Олаф Шольц собирается перекрыть северную ветку нефтепровода «Дружба». Потери — 500 тыс. баррелей в сутки. По южной ветке «Дружбы» нефть будет поставляться только в Венгрию и Словакию.
Российский нефтеэкспорт рухнет сразу на 2 млн баррелей. Это половина зарубежных поставок. Исполнительный директор МЭА Фатих Бироль прогнозирует, что Россия навсегда потеряла европейский энергетический рынок — как нефтяной, так и газовый.
Эти рестрикции неизбежно приведут к снижению добычи всех углеводородов в нашей стране. По последним данным «Газпрома», за 10 месяцев добыча газа уже упала на 18,2%, и она продолжает снижаться. Экспорт рухнул на 40%.
В марте–апреле падала и добыча нефти — примерно на 2 млн баррелей в сутки (то есть на четверть). Но в мае–июне ее вновь удалось поднять до 9,9 млн «бочек». Сейчас добыча колеблется в пределах 9,7 млн баррелей. Этот объем надо куда-то деть.
Конечно, есть планы переориентировать танкеры с европейских портов в азиатские. И это уже делается начиная с весны. За последние месяцы Россия периодически выходит на первые-вторые места по экспорту сырой нефти в Китай и Индию. Вероятно, в будущем году китайской экономике понадобится еще больше энергоресурсов. МВФ прогнозирует более чем 4-процентный рост ВВП в Поднебесной в 2023 году. А может, и больше: в Китае активно распространяются слухи об ослаблении нулевой терпимости к ковиду.
Однако против такого прогноза играют логистические проблемы. Вся восточная инфраструктура в России уже загружена на 100%. Сейчас ее стахановскими темпами расширяют. К 2030 году морские порты дополнительно будут обслуживать до 40 млн тонн грузов ежегодно. Но для этого понадобится довольно много времени. Так что придется добычу на какое-то время все-таки притормозить.
Впрочем, по третьему закону Исаака Ньютона каждое действие уравнивается силой противодействия. И, похоже, Евросоюз уже нарвался на геополитическую физику. В Еврокомиссии, проталкивая нефтяное эмбарго, надеялись на оценки состояния мирового энергетического рынка от прозападного МЭА. Там считают, что еще в октябре нефтяной профицит, то есть превышение предложения над спросом, доходило до 2,7 млн баррелей в сутки. Иными словами, отвергли русские 2 млн «бочек» — получите столько же или даже больше от других поставщиков, прежде всего из стран Персидского залива.
Но, во-первых, МЭА всегда перебарщивает с нефтяным профицитом. А во-вторых, Россия в кои-то веки, не дожидаясь западного нефтяного блицкрига, ударила сама, опережая враждебные трафики.
В июле в Белом доме были уверены, что Саудовскую Аравию полностью приручили. Во время визита в эту страну Джо Байдена наследный принц Мухаммед ибн Салман Аль Сауд якобы пообещал нарастить добычу. Действительно, она и росла в июле–августе по решению альянса добывающих государств ОПЕК+. Но тогда члены альянса всего лишь завершали свое соглашение от мая 2020 года о самом масштабном в истории сокращении добычи. Его действие должно было завершиться 1 октября, а фактически все было сделано уже к 1 сентября. После чего квоту на добычу в ОПЕК+ неожиданно снизили на 100 тыс. баррелей в сутки. Но настоящая интрига развернулась в начале октября. В западных СМИ с тревогой заговорили о возможном снижении страновых квот в ОПЕК+ на 0,5–1 млн суточных баррелей. Но для потребителей такие цифры не были еще смертельными. Поэтому договоренность министров энергетики альянса о снижении добычных квот сразу на 2 млн дневных баррелей в ноябре, достигнутая в Вене 5 октября, повергла Запад просто в шок. Джо Байден, обвинив Эр-Рияд в срыве июльских договоренностей, пообещал ответить самым жестким способом. Этот шаг ОПЕК+ фактически дезавуировал попытки американского президента снизить внутренние цены на бензин в преддверии промежуточных выборов в Конгресс 8 ноября.
За океаном не учли, что Россия и Саудовская Аравия очутились в одной нефтяной лодке. Им невыгодно обрушение цены ниже $70 за баррель. А это может случиться из-за снижения мирового спроса по причине прогнозируемой рецессии. Бюджеты же обеих стран на 2023 год рассчитаны исходя как раз таки из $70 за баррель.
А ЕС попала в свою собственную санкционную ловушку. Рассчитывали на 2 млн баррелей от Саудовской Аравии и ОАЭ. А получат максимум 1 млн. Здесь надо пояснить. Добыча в ноябре в рамках ОПЕК+ физически уменьшится на 1 млн «бочек» в сутки. Еще 1 млн — это «бумажная» цифра, так как Россия и так производит нефти на 800 тыс. баррелей меньше, чем ей разрешено по страновой квоте. Неизвестно, сократят ли добычу еще и в декабре, скажем, еще на 1 млн баррелей, чтобы вообще обнулить глобальный нефтяной профицит. Но и ноябрьского сокращения достаточно, чтобы поставить ЕС на колени в нефтяную лужу.
Однако Еврокомиссия не ограничилась нефтяным эмбарго. Она наносит и второй удар. 5 декабря вводится потолок цен на российскую нефть. Придумала потолок министр финансов США Джанет Йеллен. Хотя первым еще в марте этого года идею озвучил советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан. Но реализовывала ее именно Йеллен. Надо сказать, не без попытки избежать обрушения мировой стабильности. В мае Йеллен предлагала лидерам стран ЕС не прибегать к эмбарго на российскую нефть, а заменить его потолком цен. Но к ней не прислушались. В конце июня потолок одобрили на саммите G7. К этому моменту три члена «Большой семерки»— США, Великобритания и Канада— уже ввели нефтяное эмбарго. Но в эти страны российский экспорт был малозначительным. А значит, потолок в данном случае выглядит совершенно бессмысленным.
Стало ясно, что ценовой потолок надо навязать всем странам-потребителям, включая членов ЕС, не входящих в G7. Окончательно было решено вводить ценовой потолок и со стороны ЕС, и со стороны «Большой семерки» именно 5 декабря.
Джанет Йеллен убеждена, что всем потребителям, да и некоторым производителям выгодно торговать российскую нефть не более чем по $60 за баррель. Но Москва против, хотя в этом году из-за сложностей с фрахтом и страхованием нефть марки Urals экспортируется с большим дисконтом.
Потребители из стран третьего мира также не в восторге. Президент Владимир Путин обещал сторонникам ценового потолка перекрыть кран. Категорически против потолка и Эр-Рияд. Ему по какой тогда цене реализовывать свою нефть?
При этом неясно, как наказать тех, кто шагает не в ногу. Например, Индию опасно обкладывать вторичными санкциями. В Вашингтоне спят и видят, чтобы втянуть эту страну в конфронтацию с Китаем. Но если американцы продвинуть ценовой потолок практически не в силах, то европейцы не лишены таких возможностей. В прошлом году две трети российской нефти экспортировалось греческими танкерами, а страхование перевозок проводилось в основном британскими компаниями. Поэтому греческим танкерам просто запретят перевозить российскую нефть в те страны, которые официально не поддержат потолок.
Однако обойти новые запреты не так уж сложно. По сообщениям ряда зарубежных СМИ, замечены широкомасштабные сделки по скупке на вторичном рынке танкеров разного класса, но особый спрос — на ледовый. Счет идет уже на сотни судов.
Таким образом, в декабре (5 февраля введут еще запрет на ввоз российских нефтепродуктов) развернется новый и самый опасный виток углеводородной войны. Он чреват дестабилизацией рынков и, соответственно, ростом цен. Так что нефтяная красная линия может превратиться в стаю красных стрел.
Западные санкции все чаще несут обратный эффект. Под угрозой прежде всего Европа, которая втягивается в эру деиндустриализации из-за нехватки энергоресурсов. Бумеранг опасен и для самого метальщика…