Жилье снимает каждая четвертая семья в стране Поделиться
Каждая четвертая российская семья вынуждена арендовать квартиру — таковы данные масштабного опроса крупной компании. Для двух третей граждан эта финансовая ноша уже стала непосильной — слишком высока плата за съемное жилье. Больше половины россиян отмечают, что за последний год стоимость проживания выросла у кого-то на 20%, а у кого-то даже на 40%, достигнув в среднем по стране 50 тысяч рублей. Этот показатель — выше заработка львиной доли россиян. Спрашивается, а жить-то на что?
58% респондентов платят за съемное жилье от 40 до 60 тысяч рублей в месяц, еще 16% — более 60 тысяч рублей, а 13% — от 20 до 40 тысяч рублей в месяц. Две трети респондентов признались, что плата за аренду для них чрезмерно высока. Одни говорят, что других вариантов с жильем у них нет, поскольку они и так снимают самые дешевые квартиры. Остальные полагают, что их семьям еще есть на чем сэкономить — например, переехать в более старый дом или поменять двухкомнатную квартиру на «однушку». Но и те и другие — в отчаянии.
Снижение доступности ипотеки на готовое жилье приведет к еще большему спросу, а значит, к росту ставок аренды, утверждает директор департамента аренды федеральной компании «Этажи» Ольга Павлинова. Цены будут расти и из-за сокращения объема предложения, который наблюдается сейчас.
Арендаторы, как правило, даже не имеют возможности торговаться. Если им удается сбросить цену на 1–2 тысячи рублей в месяц, велика вероятность, что при перезаключении договора в следующем году владельцы решат компенсировать скидку и взвинтят стоимость жилья. Плюс к тому некоторые арендодатели хотят, чтобы арендаторы полностью оплачивали услуги ЖКХ — не только расходы за воду и электричество, но и радио, телефон, взносы на капремонт, консьержек и прочие услуги, которые им не нужны или не имеют к ним отношения. И арендаторы оплачивают — куда ж деваться…
Возвращаться к родителям для многих нереально, особенно с детьми. Тесниться 5–6 людям на площади в 40–50 квадратных метров, да еще, как правило, в стареньких квартирах, коих в России большинство, — удовольствие ниже среднего. А если папа-мама живут в глухой провинции, где с работой полный швах, выхода, кажется, нет вовсе.
Про покупку квартиры после недавнего повышения ключевой ставки многим придется забыть надолго, а может, и навсегда. Это арендную плату еще можно тянуть, затянув пояса себе и детям. А тянуть ипотеку, даже не в Москве, а где-нибудь в Сибири, не получится от слова «совсем». Плата за кредит превышает арендную ставку в два, а то и в три раза.
Крупные банки уже анонсировали новые ставки по рыночной ипотеке с 21–22 августа — минимум до 13,7%. Покупатели, которым ипотека станет не по карману, будут ждать скидок, но вряд ли продавцы сразу на это пойдут, комментирует руководитель Аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости» Олег Репченко. Возможно, какая-то часть собственников, боясь продешевить, просто снимут объекты с продажи и выйдут на рынок аренды. Но это не значит, что съем жилья подешевеет.
Заместитель директора Управления аренды квартир ИНКОМ-Недвижимость Оксана Полякова рассказывает, что ставки найма для новых арендаторов собственники обычно поднимают в августе, сентябре и октябре на 5–15%. В крупные города приезжают студенты, увеличивается количество трудовых мигрантов. Последних в стране, даже по официальным данным, — 11 миллионов. По неофициальным же — до 20 миллионов. И именно они, как признаются эксперты, «вымывают» с рынка самое доступное жилье и «накручивают» стоимость аренды. 85% арендаторов на массовом рынке — это люди, приезжающие в Москву из регионов России и стран бывшего Советского Союза на заработки.
По данным ИНКОМ, сейчас на рынке найма — острейший дефицит предложений экономкласса, на 33% меньше, чем год назад. В этом году высокий сезон начался раньше обычного — уже в последней декаде июля и в первой декаде августа спрос был на 25% выше, чем в аналогичный период прошлого года. Относительно дешевые квартиры уходят в считаные часы, а цены растут бешеными темпами. Еще в июне и в июле в старых границах столицы можно было найти варианты за 25 тысяч рублей в месяц, а уже в августе минимальная арендная ставка подскочила до 27 тысяч. Таких предложений — в прямом смысле единицы, буквально 10–20 в месяц на территории старой Москвы. В основном это «однушки» в депрессивных столичных районах, на большом расстоянии от метро.
Вышеозвученная «минимальная» цена распространяется только на семьи россиян из 1–3 человек. Вообще же, как признают риелторы, основные «охотники» на подобного рода жилье — гастарбайтеры из Средней Азии. Они въезжают в «бабушкины» квартиры «бригадами» по 8–10 человек. Для них цена взлетает в два-три раза — кстати, такое практикуется не только в столице, но и во многих других российских городах. Собственники осознанно сдают мигрантам квартиры, понимая, что их жилье через 3–4 года окончательно придет в негодность, но все это время они будут получать постоянный доход выше рыночного. В итоге на вырученные деньги можно сделать хороший ремонт и продать квартиру за приличные деньги.
Напоследок остается лишь сравнить стоимость аренды с доходами россиян. Медианная зарплата по итогам 2022 года в России составила 40,3 тысячи рублей, даже в Москве — 62,5 тысячи. Медианная, если кто не знает, — это сумма, которая находится на водоразделе. Одна половина жителей страны (города) зарабатывает меньше медианной зарплаты, другая половина — больше.
Мы умышленно не берем в расчет другой показатель — среднюю зарплату. Во-первых, она формируется во многом за счет обеспеченных жителей, поэтому выглядит весьма солидной. Примитивно говоря, сложите зарплаты кассира супермаркета и депутата и поделите на два — получите 250 тысяч рублей в месяц. В Москве, конечно, депутатов меньше, чем кассиров, поэтому последние немного портят статистику. До четверти миллиона рублей средний столичный доход не дотягивает, составляя «лишь» 118 тысяч рублей (по России — 50 тысяч), что тоже, согласитесь, неплохо.
Ну а во-вторых и в-главных, квартиры экономкласса у нас арендуют граждане, в основном обосновавшиеся в нижней части медианной зарплаты. И это, как вы понимаете, отнюдь не депутаты…