Эксперты оценили, как это решение отразится на ценах, вкладах и рубле
Разогнавшаяся в середине лета до максимума инфляция вынуждает денежные власти идти на самые кардинальные меры по обузданию цен. В ход пущено, пожалуй, самое действенное монетарное оружие — ключевая ставка ЦБ. На очередном заседании совет директоров Банка России не стал размениваться по мелочам и увеличил индикатор сразу на 1 процентный пункт — до 6,5%. Какой эффект подобное решение может оказать на цены и курс рубля, доступность кредитов и привлекательность депозитов, рассказали опрошенные «МК» эксперты.
Курс на поступательное повышение ставки Банк России взял весной этого года: в марте ключевой показатель, который тогда находилась на отметке в 4,25%, был повышен на 0,25%. Затем регулятор увеличил шаг повышения ставки вдвое и на двух последующих заседаниях, в апреле и июне, довел этот показатель до 5,5%. Считается, что повышение ключевой ставки делает деньги для коммерческих банков в стране дороже, что, соответственно, охлаждает цены и сбивает инфляцию. Но этот теоретический постулат на практике срабатывает не всегда. Вот и в прошедшие полгода справиться с раскруткой инфляционной спирали действия ЦБ не помогли.
В середине лета, по оценке Росстата, рост цен, вызванный заметным подорожанием плодоовощной продукции и стройматериалов, побил рекорд 2016 года и в годовом исчислении подтянулся до 6,5%. Теперь регулятор еще более резко повысил ключевую ставку, однако положительные последствия ужесточения монетарной политики Банком России пока для финансовых аналитиков не очевидны.
Александр Разуваем, руководитель ИАЦ «Альпари»: «Банк России повысил ключевую ставку с 5,5% до 6,5%, а на конец года индикатор легко достигнет отметки в 7%. Естественно, это приведет к росту процентов по депозитам и кредитам, хотя и в разном соотношении: ставки по ипотеке подтянутся до 9-10%, а проценты по депозитам лишь незначительно превысят инфляцию, оказавшись на уровне в 6-6,5%. При этом массового возврата денег населения с фондового рынка на депозиты не предвидится. Для этого депозитная ставка должна сравняться с дивидендной доходностью рынка акций, которая сейчас составляет 8%. Поэтому людям, которые рассчитывают разместить деньги в банках, стоит ориентироваться на самые краткосрочные вклады, по которым можно ожидать значительного роста процентов до конца года.
При этом решение ЦБ о повышении ставки не кажется самой эффективной антиинфляционной мерой. Для реальной борьбы с ростом цен нужен сильный рубль, а для этого Минфин должен отказаться от покупки валюты для Фонда национального благосостояния. Общий объем средств, которые Минфин с начала текущего года направляет на покупки валюты, уже превысил 1 трлн рублей. Направляемые на такие цели средства вполне можно пустить на социальные выплаты и индексации пенсий. Только через укрепление российской валюты можно победить инфляцию. Наблюдающиеся в настоящее время комфортные цены на нефть позволяют решить этот вопрос. Но, к сожалению, экспортерам и Минфину выгоден слабый рубль, и возможности лоббистов подобной позиции довольно крепки».
Сергей Суверов, инвестиционный стратег УК «Арикапитал»: «При изменении ключевой ставки ЦБ принимает во внимание главным образом уровень инфляции, а не темпы экономического роста, на которые, например, ориентируется Федеральная резервная система США. Предыдущее повышение ставки Банка России не привело к должному результату: темпы роста цен в нашей стране сохранились высокими.
Однако влияние на инфляцию в России оказывает не только денежная политика, диктуемая ЦБ, но и множество других факторов – курс рубля, мировая конъюнктура, состояние экономики. Поэтому положительные последствия нынешнего решения ЦБ россияне если и смогут ощутить, то никак не раньше конца года. Вполне возможно, что на будущем заседании регулятора, которое запланировано на 10 сентября, Банк России возьмет перерыв с изменением ставки: ЦБ будет надеяться, что разгон цен затормозится естественными причинами. Во всяком случае, уже наблюдается охлаждение цен на продукцию деревообрабатывающих комбинатов и аграрных хозяйств. Есть надежда, что в этом году уровень инфляции уже практически достиг или, в крайнем случае скоро достигнет пиковых значений, после чего пойдет вниз.
В свою очередь, отечественному кредитному рынку пока далеко до баланса: увеличение процентных ставок приведет к удорожанию займов, но не повысит доходы по вкладам — идти навстречу потребителям не в правилах кредитных организаций, которым для повышения прибыли необходимо как можно глубже залезть в карман клиентам».
Михаил Коган, руководитель отдела аналитических исследований Высшей школы управления финансами: «ЦБ уже давно никоим образом не влияет на инфляцию, а случившееся повышение ставки — это просто очередное ужесточение кредитной политики регулятора. В настоящее время инфляцией в гораздо большей степени управляет правительство через регулирование цен. Более того, рост сырьевых рынков, который произошел в первые четыре месяца этого года, уже закончен и товары находятся в процессе активной ценовой коррекции. К примеру, биржевая стоимость пиломатериалов снизилась за полтора месяца втрое. В связи с этим темпы раскрутки цен начинают постепенно возвращаться в более адекватное русло, но заслуги Банка России в этом совершенно никакой нет.
Между тем на кредитах и на депозитах в настоящий момент может отразиться любое движение ключевой ставки. На ту же величину, на которую ЦБ поднимает индикатор, вырастет стоимость необеспеченных кредитов. Рост заемных денег для покупки автомобиля составит около 80% от подъема ставки, а стоимость ипотеки может подняться примерно на 70-75% от размера повышения. Примерно на столько же станут выгоднее банковские вклады, однако на масштабный приток средств населения на депозиты не стоит рассчитывать, поскольку довольно большую часть свободных финансов люди давно переложили на фондовый рынок и в недвижимость.
Реакция рубля на решение Банка России по ставке окажется кратковременной и практически незаметной. В перспективе повышение ставки может положительно отразиться на российской валюте, но весомых негативных факторов пока остается гораздо больше: начиная с нестабильных нефтяных котировок и политики Федеральной резервной системы США до распространения нового штамма коронавируса и ситуации вокруг Украины и Белоруссии».
по теме