Поделиться
«Транспортный» закон, принятый сегодня в третьем чтении в Госдуме, снял все опасения экологов и общественности насчет неприкосновенности озера Байкал. В законе однозначно сказано, что особый режим ООПТ для Байкала будет сохранен и никакого строительства, кроме модернизации и расширения БАМа и Транссиба, там не будет.
Законопроект «О распространении практики строительства объектов транспортной инфраструктуры на иные виды объектов инфраструктуры» был внесен в Госдуму Правительством в рамках пакета антикризисных мер для стабилизации строительной отрасли на фоне сложной экономической ситуации. Его главная цель – сокращение инвестиционно-строительного цикла инфраструктурных проектов и снижение административных барьеров.
Однако двойственные формулировки в первой версии законопроекта создали впечатление, что в зоне Байкала теперь будет разрешено другое строительство, кроме модернизации БАМа и Транссиба, и это вызвало острую реакцию экологов и общественности.
За считанные дни законопроект был доработан, все двойственные формулировки изменены, и был сформирован полный перечень объектов инфраструктуры, разрешенных к строительству.
В законопроекте, подготовленном к третьему чтению, четко оговорен особый режим Байкала – там будет разрешено строительство исключительно объектов, необходимых для увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей – главных железнодорожных артерий страны. Строительство других объектов строго запрещено.
«Этот законопроект направлен на упрощение процедуры передачи земельных участков под линейные объекты, которые строятся, социальную инфраструктуру и промышленные объекты. Он сейчас очень нужен, особенно в таких регионах, как Москва, Санкт-Петербург, Ленинградская и Московская области, Калининград. Он очень востребован. В первом чтении были определенные риски, касающиеся озера Байкал и ООПТ. В итоге в федеральном законе о Байкале прямо прописали, что особенности не принимаются кроме как для БАМа и Транссиба. То есть они так и остаются исключениями», – так прокомментировал законопроект эксперт по экологии ОНФ Александр Коган.
Новый законопроект объединяет три экспертизы – государственную, историко-культурную и экологическую, – они будут проводиться одновременно в рамках единой процедуры государственной экспертизы, что тоже упростит процесс согласований.
Упрощенный порядок согласования распространится на объекты инфраструктуры, необходимые для реализации государственных задач. Это магистральные газопроводы, нефтепроводы, объекты энергетической инфраструктуры, объекты социальной инфраструктуры и объекты промышленной инфраструктуры, обеспечивающие импортозамещение, ресурсосбережение и производство энергоэффективных строительных материалов. «Частные инвестиционные стройки будут проходить стандартные процедуры согласований», – подчеркивает председатель комитета Государственной Думы по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов.
«Вся история пошла с момента, когда мы обсуждали доступность энергетической инфраструктуры. Одно из направлений ее доступности – это уменьшение сроков присоединения линейных объектов. А именно земельные вопросы, разрешения на строительство, другие бюрократические составляющие. Понятно, что физически ничего быстрее строиться не будет, но на выполнение процедур будет уходить гораздо меньше времени. А быстрее – это значит, что до конечного пользователя все придет раньше, кроме того, сам ресурсник сэкономит на работах», – резюмирует директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
Новый закон значительно облегчает процесс согласования для застройщиков – теперь им придется готовить на 100 согласовательных документов меньше, а повышение порогового значения обязательств строительства без членства в СРО станет значительной мерой поддержки для малого и среднего бизнеса. А весь инвестиционно-согласовательный цикл сократится на год – это показывает практика двух предыдущих лет работы закона.