В «народной программе» развития сельских территорий места народу не осталось
Вместо реального обуздания цен на продукты широкая аграрная общественность на днях озаботилась подготовкой поистине «народной программы» возрождения отечественного села. Оно понятно: на носу выборы в Государственную думу, важен каждый голос. Всем жителям села нужно показать, что Родина слышит и Родина знает об аграрных проблемах. И что с принятием новой программы (ее еще называют новой аграрной политикой, почти как нэп при Ленине) дела в деревне пойдут на лад.
Как известно, вопрос комплексного и устойчивого развития села Владимир Путин поставил перед правительством еще осенью 2018 года. Он обязал подготовить такую программу, чтобы в ней можно было учесть все моменты — не только по надоям молока или яйценоскости кур, но и развития сельской инфраструктуры, строительства школ и амбулаторий, дорог и детских садиков. В общем, чтоб в деревне все было, как в городе, и даже лучше. Ведь вся эта красота должна сверкать не на фоне унылых городских многоэтажек, а в настоящей сельской глубинке, где леса и поля, озера и речки.
Такую программу, конечно, составили, она вступила в действие в 2020 году. И на тот год на ее реализацию в бюджете было заложено 160 млрд рублей.
Но в том же году по каким-то причинам ее сократили… до 30 млрд, более чем в 5 раз. Понятно, что о какой-то серьезной реализации положений документа (о строительстве сельских школ, больниц и домов культуры для молодежи) говорить не приходится.
Между тем самих жителей села в России становится все меньше и меньше. На совещании, которое значилось как стратегическая сессия, отмечалось, что за прошедшие 10–15 лет из 150 тысяч сельских населенных пунктов полностью обезлюдили (не осталось ни одного человека и соответственно, ни одной курицы во дворе) 20 тысяч! Около 5 миллионов человек покинули деревню.
Если на все сельские населенные пункты (без тех 20 тысяч, что уже в списках не значатся) раскидать эти деньги, то получится на одно село примерно 200 тысяч рублей. По нынешним ценам на стройматериалы на них можно купить разве что машину струганых досок.
На нынешний год на село в бюджете снова зарезервировали 30 млрд рублей. И еще на два предстоящих года запланированы примерно такие же бюджеты.
Разумеется, аграрии звонят во все колокола, просят Минфин подкинуть еще хотя бы столько же, 30 млрд. А Минфин не понимает, чем крестьяне недовольны. Дополнительные миллиарды для села направлены. Просто не в ту комплексную программу устойчивого развития, что разработана и как бы осуществляется уже второй год, а по другим ведомствам: Минтрансу, Минздраву, Минсоцразвития…
Может, такие миллиарды действительно выделены и направлены, только отдельной строкой их целевое назначение не прописано, деньги осваиваются по остаточному принципу: если что осталось — то деревне что-то перепадет.
Словом, проблем в современном селе немало, куда ни кинь — всюду клин.
— Чтобы деньги на развитие села держать в одном кулаке, в России необходимо иметь два аграрных ведомства, — считает кандидат экономических наук, ведущий программы «Сельский час» Игорь Абакумов. — Одно занималось бы чисто производственными проблемами, а другое — развитием социальной инфраструктуры на селе. Иначе так и будут у нас выделяемые средства размазываться по тарелке.
Однако в программе «новой аграрной политики» такой пункт не значится. Главные акценты решено сделать на доступное жилье на селе, привлечение туда молодежи, развитие производства и стимулирование бизнеса.
Но ведь эти акценты в каждой строчке значились и в прежних сельских программах! Как эффективно они реализуются — вот в чем вопрос?
Развитие бизнеса у нас ограничивается в предоставлении льготных кредитов крупным сельхозпроизводителям. А фермеры и малые формы хозяйствования такие меры поддержки получают в одном случае из 10.
Доступное жилье? В прошлом году в 55 регионах России заработала программа льготной сельской ипотеки под 0,1–3% годовых. Уж куда лучше? Строй дом на селе и работай на ферме или в поле. Однако, по результатам аудита Счетной палаты РФ, ею смогли воспользоваться всего лишь 17% тружеников АПК — вместе с сельскими учителями, врачами и культработниками. А больше 50% ушло на «улучшение жилищных условий» жителям… городов. Правда, с тем непременным условием, что они пропишутся в деревне, в своем гнездышке. Но прописаться — не значит там работать. В городе, в офисе спокойнее, да и зарплата повыше.
Стали разбираться, что к чему. Оказалось, что ипотечные кредиты выдают банки, а региональные органы АПК к этому списку отношения не имеют и с ним никак не связаны. А кредитным организациям без разницы, кому выделять деньги на домик в деревне.
Кажется, вопрос привлечения молодежи или горожан в деревню отпадает сам собой — при нынешнем уровне финансирования «устойчивости развития». И здесь программу как ни назови — народной ли, новой аграрной политики — результат, к сожалению, будет тем же: дальнейшее «опустынивание» наших деревень..
Многие эксперты считают, что сегодня в России, по большому счету, осталось только понятие сельских территорий. А сельских органов власти — сельсоветов, самоуправлений, которые двигали свои интересы, — давно нет. Все отошло в городские округа и администрации. А там все решают только в одну пользу — в свою…