Самой популярной «связкой» стала Москва — Крым Поделиться
Москвичи все чаще заключают нотариальные сделки на расстоянии с жителями юга и севера России — Крыма, Краснодарского края, Санкт-Петербурга, Севастополя и Красноярского края. По итогам года рекордное количество дистанционных сделок было заключено между Москвой и Крымом (4%). На втором месте оказалась связка Москва — Краснодарский край (3%). Замыкает тройку лидеров Северная столица, жители которой тоже успели распробовать преимущества дистанционных сделок с крымчанами и москвичами (1,6%).
За прошедший год спрос на дистанционный формат вырос вдвое. Если сравнить с показателем первого года работы нотариальной «дистанционки», ее популярность увеличилась в девять раз. В России не осталось практически ни одного региона, где дистанционный формат оказался бы не у дел.
— Опыт дистанционных сделок есть у нотариусов по всей стране, от Калининграда до Камчатки, — говорит советник президента Федеральной нотариальной палаты по информационным технологиям Михаил Муковозов. — Такой формат освоили и в труднодоступных районах, и на новых территориях, и в городах-миллионниках, и в небольших населенных пунктах. Более того, в практику вошел и вариант трехсторонней сделки, когда привлекаются нотариусы сразу трех субъектов России. В частности, такие прецеденты уже есть в нотариальных палатах Амурской, Астраханской, Воронежской, Иркутской, Московской, Новосибирской, Ростовской, Самарской, Свердловской, Челябинской областей, палатах Крыма и Татарстана, Москвы и Санкт-Петербурга, Красноярского, Пермского и Ставропольского краев.
Так, например, два сособственника (один из Самары, другой из Новосибирска) дистанционно продавали квартиру, которая досталась им по наследству, жителю Ангарска. Недвижимость находилась именно в регионе проживания покупателя, и возможность дистанционного удостоверения сделки позволила продавцам избежать длительных перелетов, трудностей с размещением и прочих проблем. В другом примере нашего эксперта трехсторонняя дистанционная сделка касалась выделения долей в квартире, приобретенной на средства маткапитала, и последующей продажи этого жилья. Покупатель и сама недвижимость находилась в Красноярске, два собственника (муж и жена) – в Сочи, а третий собственник, их взрослая дочь, — в Санкт-Петербурге.
Если говорить о сферах применения, дистанционный формат сделок, как и прежде, наиболее популярен, когда речь идет о сделках с недвижимостью. Второе место занимает сфера брачно-семейных правоотношений, третье — корпоративные сделки.
Если же посмотреть на причины, по которым заявители чаще всего обращаются именно к дистанционному варианту удостоверения договора, самым распространенным и очевидным аргументом здесь будет расстояние. «В случае с «дистанционкой» стороны сделки избавляются от необходимости ехать за сотни или тысячи километров для встречи друг с другом, экономят на билетах и проживании, не сталкиваются с проблемой оформления отгула или отпуска на работе. По сути, единственное, что потребуется от каждого участника сделки, — найти 30-40 минут для визита в удобную для себя нотариальную контору. Именно столько в среднем занимает процедура дистанционного удостоверения сделки», — комментирует член комиссии Федеральной нотариальной палаты Сергей Поляков.
Нотариусы, как и в классическом варианте, лично общаются с клиентами, которые являются сторонами договора, выясняют их реальную волю, подробно рассказывают о правовых последствиях сделки и проводят все необходимые проверочные действия. При этом привлеченные к сделке нотариусы несут солидарную полную имущественную ответственность за качество и результат своей работы. Кроме того, при дистанционных сделках обязательным условием является и их видеофиксация, что дает дополнительные гарантии защиты от последующего оспаривания. Как результат, дистанционная сделка сегодня фактически стала надежной и прогрессивной альтернативой рискованной сделке через представителя, где нотариальная форма используется только для доверенности, а не для самого договора.
— Идея внедрения в практику российских нотариусов столь прогрессивного и востребованного для граждан и бизнеса формата начала прорабатываться еще в 2018 году. Дистанционные сделки стали одним из ключевых пунктов концепции так называемой второй волны цифровизации нотариата, подготовкой которой занималась специальная рабочая группа, — говорит Михаил Муковозов.
В отдельную целевую аудиторию дистанционного формата стоит выделить жителей труднодоступных и малонаселенных районов. Для них вариант с поездкой в другой город может быть попросту недоступен — в силу погодных условий, сложностей с транспортным сообщением и прочих особенностей тех мест, где они проживают.