Правительство обещало компенсировать часть потерь от подорожания нефти Поделиться
Тысячи людей вышли к концу недели на акции протеста в Испании, продолжающиеся еще с середины месяца. Значительная часть демонстрантов, — в первую очередь, те, чья работа связана с перевозками. Дальнобойщики, примкнувшие к ним другие автомобилисты недовольны ценами на топливо, выросшими на фоне (и в результате) западных антироссийских санкций. Среди возмущенных голосов громко и отчетливо звучат и те, что обращают внимание на общий рост стоимости различных товаров, не только бензина и дизеля, но и приоритетных продуктов питания. И столь широкая протестная повестка представляет собой серьезный вызов для властей, которые, судя по всему, надеялись купировать демонстрации точечными уступками.
Согласно официальным данным, инфляция в Испании по состоянию на начало текущего года составила почти 7%, побив тридцатилетний максимум. Для сравнения — даже в Великобритании, отрезанной от континентальной Европы и терпящей убытки на фоне выхода из Евросоюза, инфляция пока лишь немного превысила 6,2%.
Спад в испанской экономике тут же отразился и на ценах, отдельные протестные выступления наблюдались еще на прошлой неделе, а к последним мартовским выходным на улицы целенаправленно хлынули тысячи людей, включая и дальнобойщиков, которые стали блокировать дороги, помогая другим демонстрантам.
Ситуация по многим параметрам напоминает деятельность «Конвоя свободы» в Канаде, но испанские автомобилисты — не последователи жителей североамериканской страны. Если там причиной были якобы жесткие противоковидные ограничения (причем, зачастую на уровне принципа: в протестах участвовали даже те, кто уже вакцинировался/протестировался), то для испанцев важна исключительно экономика здесь и сейчас.
Помимо Мадрида, протестные марши прошли и в других городах, включая каталонскую столицу Барселону. Несмотря на вечную тягу Каталонии к независимости, в эти дни, отмечают испанские СМИ, требования жителей автономного региона были идентичны лозунгам остальной части Испании.
Очевидно, понимая, что протесты сами по себе едва ли улягутся (вновь можно вернуться к примеру Канады, где на протяжении 10 дней действовал режим чрезвычайной ситуации), испанские власти решили пойти на некоторые уступки. Так, 25 марта стало известно, что правительство заключило с транспортными ассоциациями страны соглашение, подразумевающее выделение более миллиарда евро на субсидирование дизеля, бензина и присадки AdBlue, которая снижает вредные выбросы при езде на автомобиле.
Таким образом, с 1 апреля по 30 июня будет фактически действовать скидка в размере 20 евроцентов от стоимости литра топлива (3/4 суммы покроет госбюджет, а по 5 евроцентов будет взыскано с нефтеперерабатывающих компаний). Но даже одно это соглашение далось непросто: по данным издания El Pais, встреча представителей правительства и Национального комитета автомобильного транспорта продолжалась почти 12 часов с перерывами, и многие успели усомниться в возможности хоть какого-то позитивного резульатата.
Ситуацию усугубило и то, что Комитет, участвовавший в переговорах, не представляет все протестные группы. Национальная платформа защиты транспорта, фактически взявшая на себе роль организатора забастовки шоферов, не была уведомлена о встрече с правительством, потому расценила достигнутые без ее участия договоренности как фиктивные и призвала к дальнейшим протестам.
По данным испанского министерства внутренних дел, с момента начала протестных акций за 12 дней было арестовано не менее 67 человек. В условиях, когда часть водителей фактически не работает, к грузоперевозкам были привлечены военные (тоже не первый в своем роде опыт — подобные меры практиковала и Великобритания в ходе недавнего кризиса из-за нехватки бензина). За это же время сотрудники служб безопасности и представители вооруженных сил отконвоировали почти 7 тысяч грузовиков с товарами, во избежание саботажа со стороны шоферов и их возможного присоединения к демонстрациям.
Пока между участниками протестов на организационном уровне нет слаженности, правительство заявляет, что предложенные им меры уже вскоре дадут результат. Помимо субсидий на топливо план действий предполагает и другую денежную поддержку из бюджета для наиболее пострадавших отраслей, однако открытым остается вопрос, за счет чего не дать казне опустеть.
Кроме того, даже менее двух недель митингов уже дали о себе знать: проблемы с поставками стали настолько серьезными, что некоторые предприниматели закрывают свои магазины насовсем и продают находящиеся в собственности торговые площади по демпинговым ценам или отказываются от продления аренды помещений.
План правительства должен был заработать месяц назад, чтобы сейчас дать эффект, пересказывает испанское телевидение слова одного из участников митингов в Мадриде. И действительно, некоторые последствия уже выглядят почти необратимыми: автомобильные компании Mercedes и Legumbres Luengo присоединились к списку корпораций, которым пришлось остановить работу некоторых заводов на неопределенный срок. Предприятие одного из немецких автоконцернов заранее объявило о закрытии на необозначенный период с грядущего понедельника — из-за отсутствия поставок необходимых деталей. Oleostepa, крупнейший завод по производству оливкового масла в провинции Севилья, 25 марта приостановил работу и производство: на предприятие не прибывает сырье. Розлив пока продолжается, но тары для этого тоже осталось весьма мало.
Испанская пресса сообщает о пустых полках в супермаркетах и многометровых очередях за некоторыми продуктами питания. Предпочтения в Испании на случай кризисных ситуаций отличны от российских: наиболее активно люди раскупают муку, масло и молоко.
Директор по вопросам конкурентоспособности и устойчивому развитию Федерации производителей продуктов питания и напитков Палома Санчес Пелло описала текущую ситуацию как «очень сложную», в то же время призвав сограждан не делать запасы в ущерб другим и не закупать продукты массово впрок на выходных, чтобы не создавать дефицит.