Государство обещает более высокий процентный доход Поделиться
Владимир Путин объявил о планах запустить в России новый финансовый инструмент — сберегательные сертификаты на срок более трех лет. Речь идет об именной ценной бумаге, которая удостоверяет, что у человека есть вклад, и что он по окончании срока размещения вправе забрать вложенные деньги с начисленными процентами. Цель новации (впрочем, относительной) – поддержать банковский сектор, обеспечив его внушительной порцией ликвидности со стороны новых клиентов.
«Сертификат будет безотзывным, а значит, банки смогут предлагать клиентам более высокий, выгодный процентный доход. И конечно, эти средства граждан также будут застрахованы государством в размере до 2,8 млн рублей», — уточнил Путин в послании Федеральному собранию.
Однако пока нет ответа на вопрос, за счет чего кредитные организации смогут предлагать повышенные ставки по таким инструментам. Сейчас доля длинных денег крайне мала — на вклады сроком более трех лет приходится всего 1,6% (728,3 млрд рублей) от общего объема банковских сбережений физлиц на сумму почти 44,9 трлн рублей. Кстати, в 1990-е и 2000-е годы безотзывные сертификаты получили некоторое распространение в банковской системе, но в итоге не прижились.
«Скорее всего, этот финансовый инструмент создается для того, чтобы привлечь больше средств физлиц в банковский сектор, — рассуждает руководитель департамента продаж и клиентской поддержки «Альфа-Форекс» Александр Шнейдерман. — С одной стороны, такой сберегательный сертификат является гарантией того, что человек не будет снимать свои деньги в течение как минимум трех лет. А долгосрочные вклады приветствуются банками. Вместе с тем, государство полностью поддерживает этот механизм за счет увеличения размера страховки до 2,8 млн рублей. Россияне чаще хранят в банках вклады менее 1,4 млн рублей именно по той причине, что страховка покрывает только такую сумму».
В теории всё выглядит достаточно привлекательно, однако неизвестно, насколько востребованным окажутся эти сберегательные сертификаты. Их целевая аудитория – это люди, которые сегодня хранят деньги в других инструментах. В основном речь о тех, у кого есть накопления в размере нескольких миллионов рублей, резюмирует Шнейдерман.