Названа причина их нежелания позже уходить на пенсию Поделиться
Несмотря на многотысячные акции протеста, прошедшие в последние недели во Франции, президент Макрон и его команда продолжили продавливать пенсионную реформу, вызвавшую недовольство многих французов. На четверг в парламенте намечено голосование по изменениям, касающимся пенсий жителей Пятой республики. Из-за чего происходит сыр-бор – попробуем разобраться.
На парламентских выборах в прошлом году центристский альянс Макрона потерял большинство, что вынудило французское правительство рассчитывать на голоса консерваторов для принятия законопроекта по пенсиям. А поскольку левые и крайне правые законодатели выступают категорически против реформы, а консерваторы разделены, результат выглядит непредсказуемым.
Но, судя по всему, для Макрона ставки весьма велики – даже если он не сможет получить парламентское большинство для реализации своего плана по повышению минимального возраста ухода на заслуженный отдых с 62 до 64 лет (чтобы работники могли вносить больше денег в пенсионную систему), то он может рискнуть навязать непопулярные изменения в одностороннем, волевом порядке. Макрон может использовать свои особые конституционные полномочия, чтобы провести законопроект через парламент без голосования.
Недовольных реформой французов бесит не только само по себе не слишком-то привлекательное повышение возрастной планки, но бесят и те подводные камни, которые скрывает план Макрона. Дело в том, что пополнить ряды пенсионеров на два года позже, чем это делают жители Франции сейчас, это еще полбеды. Нововведения предлагают, что не всякий вышедший на пенсию в 64 года может рассчитывать на получение выплат в полном объеме. Для этого надо отработать не менее 43 лет. В противном же случае, чтобы получать пенсию целиком, придется ждать до 67 лет.
В преддверии голосования в Национальном собрании профсоюзы устроили новую стачку, в которой приняли участие представители разных профессий – машинисты поездов, школьные учителя, портовые рабочие, работники нефтеперерабатывающего завода, а также сборщики мусора. Забастовка последних (для справки, средняя зарплата уборщиков мусора в Париже составляет около 2300 евро в месяц) красноречиво иллюстрировалась тысячами тонн мусора, скопившегося на тротуарах Парижа и других французских городов. Дело дошло до того, что министр внутренних дел Дарманен призвал парижскую мэрию заставить некоторых мусорщиков вернуться к работе, назвав это проблемой общественного здравоохранения. Но мэр столицы, социалистка Анн Идальго, заявила, что поддерживает забастовку. На это представители правительства предупредили, что, если она не подчинится, МВД готово действовать вместо нее.
Несмотря на очередной всплекс забастовочной активности, властям, похоже, придает уверенности то обстоятельство, что раз от раза участников протестных акций становится все меньше. Так получилось и в среду, когда в Париже, по данным полиции, на протесты вышло на 11 тысяч человек меньше, чем в прошедшую субботу.
Французские профсоюзы хотели бы, чтобы их страна пошла по испанскому пути: левое правительство соседей на Пиренейском полуострове вместе с профсоюзами объявило об «исторической» сделке по спасению пенсионной системы Испании путем повышения расходов на социальное обеспечение для лиц с более высокой зарплатой. Однако президенту Макрону такой вариант с повышением налогов не по душе. Он утверждает, что это сделает экономику страны менее конкурентоспособной. Президент утверждает, что необходимо что-то предпринять, чтобы сохранить нынешний уровень пенсионных выплат во Франции, поскольку из-за старения населения и снижения рождаемости ожидается, что к 2050 году численность пенсионеров вырастет с 16 до 21 миллиона. Макрон и его правительство прогнозируют дефицит нынешней пенсионной системы в размере 2,6 млрд евро в 2023 году, что сделает ее финансово неустойчивой в долгосрочной перспективе. И постепенное повышение минимального возраста ухода на пенсию до 64 лет к 2030 г., считают в Елисейской дворце, сможет хоть как-то помочь. По рассчетам, реформа принесет дополнительные 17,7 млрд евро ежегодных пенсионных взносов.
На самом деле, если верить исследованию, проведенному правительственной статистической лабораторией в 2022 году, французы выходят на пенсию в среднем на несколько месяцев позже установленного законом для мужчин и женщин минимума в 62 года, при этом француженки реально работают дольше и выходят на пенсию на шесть месяцев позже.
Согласно статистическим данным за 2020 год, в среднем жители Франции обоего пола выходили на пенсию в 62 года и четыре месяца. При этом 16 с лишним миллионов французских пенсионеров получали пенсионный доход в среднем в размере 1400 евро «чистыми» (в пересчете на российскую валюту получается около 112 тысяч рублей), что оказалось немного выше, чем текущая минимальная заработная плата во Франции в размере 1353 евро.
Стоит обратить внимание, что во Франции не существует универсального государственного пенсионного уровня. Люди получают размер пенсии обычно в процентах от их зарплаты в 25 лучших лет работы. Нынешняя пенсионная реформа предусматривает установление минимальной ежемесячной пенсии в размере 1200 евро – по сравнению с нынешними 1100 евро. По данным Управления исследований, оценки и статистики (Drees), 7% французских пенсионеров получают более 3000 евро (это 2% всех женщин и 12% всех мужчин).
Французские пенсионеры имеют мало постоянных расходов, а национальная система социального здравоохранения избавляет их от дорогостоящих медицинских счетов, и около 80% французских пенсионеров владеют собственным жильем.
К тому же многие заранее готовятся к пенсионной жизни и целенаправленно копят деньги. Согласно опросу института Audirep, 71% респондентов говорят, что цель "иметь ресурсы для выхода на пенсию, иметь достаточно денег на протяжении всего срока выхода на пенсию" является одним из их главных приоритетов в области сбережений, а 38% описывают это как предмет "серьезной озабоченности". Первой заботой для готовящихся к пенсии французов остается "решение возможных непредвиденных расходов".
По данным опроса, 53% работающих жителей Франции хотя бы изредка пополняют свои пенсионные накопления, но только каждый пятый из работающих респондентов (21%) делает это регулярно. А 70% тех, кто никогда или почти никогда не откладывает деньги на пенсию, объясняют, что не могут этого сделать из-за «нехватки финансовых средств», при этом 26% французов делают это по собственному выбору.
Средняя сумма, накопленная для выхода на пенсию, составляет более 2300 евро в год. Половина работающих респондентов считают, что их сбережений будет недостаточно для выхода на пенсию, в то время как 23% считают, что их будет «достаточно». Правда, почти каждый второй работающий человек признается, что «понятия не имеет, сколько сбережений ему нужно», чтобы накопить достаточный дополнительный доход к выходу на пенсию.
Почему же французы так противятся повышению пенсионного возраста? Возможно, считают эксперты, жители Франции ценят свой выход на пенсию гораздо больше, чем в других странах, и для них особую важность представляет баланс между работой и личной жизнью. Если в 1990 году, согласно опросу Ifop и Фонда Жана-Жореса, 60% французов говорили, что работа “очень важна” в их жизни, по сравнению с 31% высказывавшимися в пользу досуга, то теперь только 24% считают работу первоочередной задачей, а 41% считают досуг очень важным. Так что неудивительно, что работники хотят уходить на заслуженный отдых пораньше.
Вдобавок французы пользуются длительными перерывами на обед, 35-часовой рабочей неделей и 30 днями ежегодного отпуска в году (по сравнению, например, с 28 днями в Великобритании). Сверхурочная работа во Франции встречается гораздо реже, чем в других европейских странах. Так что жители страны придерживаются более расслабленного подхода к работе, что во многом объясняет, почему 71% людей, опрошенных газетой Le Figaro, поддерживают забастовки против пенсионной реформы.
Издание The Wall Street Journal приводит примеры нескольких французов в связи с тем, как они распоряжаются своими пенсиями.
Так 58-летняя школьная учительница Сильвия Рош планирует уйти на пенсию в августе, сразу после своего 59-летия, с пенсией около 2620 евро в месяц, что составляет около 75% от ее текущей зарплаты. Она планирует провести отпуск на Крите, а по возвращению поработать в Париже волонтеркой в качестве школьного репетитора. «Я хочу наслаждаться жизнью”, – говорит она. Зато ее 29-летний сын Этьен, работающий шефом-кондитером в Страсбурге, не ожидает, что его собственная пенсия будет такой же прибыльной, как у матери: «Я не рассчитываю на свою государственную пенсию, чтобы прожить после выхода на покой».
Муж и жена Арман и Жозиан Камелейр, вышедшие на пенсию около 20 лет назад, активно путешествуют по миру – уже став пенсионерами, они побывали в Индии, Южной Африке, Кении, Перу, Аргентине, Норвегии, Шотландии и США.
Бывший владелец бизнеса по продаже офисного оборудования 72-летний мосье Камелейр получает пенсию в размере 3000 евро в месяц и зарабатывает еще от 4000 до 5000 евро на инвестициях, которые он сделал, в основном в недвижимость после продажи своей компании (вообще, недвижимость во Франции занимает первое место среди инвестиций, которые считаются «наиболее подходящими для сбережений в долгосрочной перспективе, на ближайшие 15-20 лет, например, для выхода на пенсию»). Так что пенсионер вполне доволен своими доходами: «Мы можем делать все, что захотим».
Еще одна пара французских пенсионеров, 78-летняя Мари Буайе и ее муж, получают ежемесячную пенсию в размере около 1800 евро, но уверяют, что это позволяет им жить безбедно. Выйдя на покой, они купили дом во французских Альпах и погасили ипотеку. Правда, заграничным поездкам они предпочитают путешествия по Франции.